Полное название: | «Курганский Автобусный Завод» |
Прежнее название: | «Курганский автобусный завод им. 60-летия Союза ССР» |
Существование: | 1958 - наши дни |
Расположение: | СССР, Россия, г. Курган, ул. Автозаводская, 5 |
Ключевые фигуры: | Алсараев Александр Викторович (и.о. управляющего директора) |
Продукция: | Автобусы среднего класса. |
Модельный ряд: | КаВЗ-985 |
История создания предприятия.
Курганский автобусный завод (КАвЗ) - один из самых крупных автобусостроительных заводов России. Завод занимает первое место в производстве пассажирских капотных машин (на базе шасси грузовиков) для работы на шоссе и сельском бездорожье. За более чем 50 лет своей работы, КАвЗ произвёл свыше 440 тысяч автобусов.
История завода началась с передачи ему в конце 1957 года производства автобуса марки ПАЗ-651А (модернизированный автобус ГЗА). Это ускорило запуск предприятия, и уже 14 января 1958 года, после новой модернизации, было налажено производство первых автобусов КАвЗ-651А. Это были автобусы капотного типа малого класса (20-местный) на базе шасси грузовика ГАЗ-51А. КАвЗ-651А производился на протяжении 13 лет (1958 – 1971 гг.). Последующие модели автобусов, также как и первая модель, основывались на базе модифицированных шасси грузовиков Горьковского автозавода. В период с 1971г. по 1984 г. Курганским автобусным заводом на базе шасси ГАЗ-53-40 выпускалась 21-местная модель автобуса КАвЗ-685. В 1984 г. она была переставлена на базу шасси ГАЗ-53-12, а в 1986 г. получила индекс КАвЗ-3270. Годовые объёмы производства автобусов КАвЗ-685 и КАвЗ-3270 в 70 – 80-х гг. достигали 18-20 тысяч единиц. Максимальное количество машин (20008 ед.) было выпущено в 1989 году. Производство этих двух моделей было самое массовое в истории, как самого Курганского завода, так и мирового автобусостроения.
За первые пять лет своего существования, КАвЗ достиг очень крупного годового объёма производства - 5000 единиц в год. К 1967 году заводом было произведено уже 50000 автобусов базовой модели КАвЗ-651А.
После реконструкции завода (1967 – 1977 гг.), производство автобусов было увеличено, удалось повысить их качество, а себестоимость снизить. В 1974 году КАвЗ выпустил свой стотысячный автобус. С 1977 г. объемы производства каждый год вырастали почти на 2 тысячи единиц, таким образом, планировалось достигнуть производственной мощности в 20000 автобусов в год.
В 1981 г. заводом было изготовлено более десятка опытных образцов модели КАвЗ-52561 - автобуса пригородного сообщения, обладающего высокой вместительностью. Но Министерство автомобильной промышленности приостановило этот проект.
В 1982 г. произошло знаменательное событие для Курганского автобусного завода: решением Верховного Президиума Совета РСФСР КАвЗ стал называться именем «60-летия Союза ССР». Более того, автобус КАвЗ-685 М получил государственную награду «Знак качества».
В 1989 г. была выпущена модель КАвЗ-397620. Это был 20-местный автобус на шасси ГАЗ-33074. Позже автобус КАвЗ-397620 был модифицирован под грузопассажирские и специальные (санитарные, служебные и т.п.) модели. В 1993 г., путём удлинения шасси ГАЗ-33074 по колёсной базе (с 3700мм до 4550 мм), был создан 28-местный автобус КАвЗ-39765. В 2001 г. он был модифицирован по ГОСТу Р51160 "Автобусы для перевозки детей" в школьный автобус КАвЗ-397653. Началось серийное производство этой модели.
Во время кризиса 90-х гг. спрос на автобусы малой вместительности заметно снизился. Производственные мощности были резко снижены примерно до уровня начала 70-х годов. Долги перед кредиторами постоянно увеличивались.
Заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск городских автобусов большой вместительности за счёт технического перевооружения резервных мощностей.
В 1993 г. начинается производство автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки, рассчитанных на 24 пассажирских места. Для этих целей, годом раньше, для создания экспериментальных моделей, была создана дочерняя фирма АК «КАВЗ» ООО «Вика». Тогда же, в 1992 г., стали выпускаться первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3278, КАВЗ-3275, КАВЗ-32784. Эти модели отличались повышенной комфортабельностью и соответствовали международным требованиям по безопасности. Ежегодный выпуск автобусов вагонной компоновки составил 150 – 200 единиц.
В 1994 г. выпускаются восемь городских автобусов большой вместимости модели Икарус-260 и два экземпляра автобуса особо большой вместимости модели Икарус-280 . Спустя два года, по международному тендеру, для города Екатеринбург было произведено 168 единиц модели Икарус-283.10.
В июле 1997 г. Курганский областной арбитражный Суд, по инициативе кредиторов, вынес решение о введении на территории завода внешнего арбитражного управления. Это помогло КАвЗ выйти из создавшегося затруднительного экономического положения. Позднее, после снятия внешнего арбитражного управления, предприятие вновь стало работать в прежнем режиме Открытого Акционерного Общества.
В 1998 г. на Курганском заводе начали разработку новых автобусных моделей на базе большегрузных шасси ЗИЛ. Были созданы городской (КАвЗ-422910) и пригородный (КАвЗ-4229-01) автобусы. Также завод пытался завоевать рынок вахтовых автобусов. Для этих целей организовывалось производство полноприводных автобусов КАвЗ-422990, а также автобусов на базе шасси «Урал».
Выпуски в 1996 – 2003 гг. вахтовых автобусов на базе шасси «Урал» и «Зил» (КАвЗ-422991, КАвЗ-422990, КАвЗ-42243) были ограниченны, а после реструктуризации завода - сокращены, как продукция, не соответствующая профилю. Последним выпущенным вахтовым автобусом в 2004 г. стала модель КАвЗ-39766 «Садко» на базе полноприводного шасси ГАЗ-3308.
На заре 21 века.
В 2001 г. предприятие КАвЗ вошло в состав крупного машиностроительного холдинга «РусПромАвто», который в то время объединял большинство производителей автомобильной и автобусной техники на территории России.
В 2004 г. завод начал сборку автобусов, освоение которых было начато в 2002 г. - ПАЗ-4230 «Аврора».
В 2007 г. было свёрнуто мелкосерийное производство полукапотного автобуса КАвЗ-3244, которое осуществлялось дочерней фирмой ООО "Вика". Производство средних городских автобусов модели КАвЗ-4239 было переведено на главный конвейер.
В январе 2008 г. Курганский автобусный завод отмечал 50-летний юбилей. Тогда же была произведена реструктуризация предприятия, и была снята с производства модель КАвЗ-3976. Полувековая история автобусов капотного типа малого класса на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ подошла к концу.
Завод стал наращивать мощности по выпуску средних автобусов ПАЗ-4230 «Аврора».
На данный момент, основной продукцией Курганского автобусного завода являются заднемоторные средние модернизированные автобусы для межрайонного и пригородного сообщения «Аврора» КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238, а также городской низкопольный мидибус на базе китайского шасси КАвЗ-4239.
КАВЗ - одно из крупнейших российских автобусных предприятий. Завод был построен в 14 января 1958 г. специально для выпуска капотных автобусов на шасси ГАЗ-51 с хорошей проходимостью по сельскому бездорожью, необходимых для решения проблемы перевозок населения в районах севера, в горных областях. За годы своего существования Курганский автобусный завод вырос в самое современное предприятие. В 2001 году Курганский автобусный завод вошёл в состав «Группы ГАЗ». Вхождение в «Группу ГАЗ» открыло перед заводом перспективу производственного развития предприятия. Руководством компании было принято стратегическое решение - организовать на Курганском автобусном заводе производство средних автобусов ПАЗ-4230 «Аврора». В 2008 году «КАвЗ» полностью прекратил производство капотных автобусов КАвЗ-3976. Сегодня основными направлениями деятельности предприятия являются выпуск средних автобусов КАвЗ 4235 «Аврора» и городских низкопольных автобусов КАвЗ-4239, которые были удостоены Диплома зрительских симпатий на выставке «ИнтерАвто-2007». Через три года завод планирует ежегодно выпускать до 2000 автобусов КАвЗ-4239. Благодаря оптимальной ценовой политике и почти полувековому присутствию завода на российском рынке автобусы марки «КАвЗ» получили заслуженное признание и неоднократно удостаивались медалей и почётных дипломов на российских выставках
Историческая справка
Предприятие ОАО «Курганский автобусный завод» было образовано 14 января 1958 г., располагается в г. Кургане. В настоящее время ООО «КАВЗ» находится в составе машиностроительного холдинга «РусАвтобусПром». В ходе своей истории предприятие «Курганский автомобильный завод» постепенно наращивало свои мощности, расширяло линейку модельного ряда своих автобусов и создавало филиалы своих дочерних предприятий. Так, в 1992 г. была основана фирма АК «КАВЗ» ООО «Вика».
Специализация
Автобусы малой и большой вместительности.
Модельный ряд
Семейство автобусов КавЗ - 4238 «Аврора» межгородского и городского назначения оснащено дизельным двигателем типа Cummins мощностью 210 л.с. Вместительность автобуса составляет 39/41 мест.
Семейство пригородных автобусов КавЗ-397620 с высокими параметрами проходимости по грунтовым дорогом оснащается восьмицилиндровым дизельным двигателем ЗМЗ-513.10 объемом 4,2 л и мощностью 125 л.с. Автобус специального назначения для перевозки школьников КавЗ-397653 «Школьный» обладает вместительностью 22 пассажироместа, оснащен бензиновым двигателем типа ЗМЗ-513.10 мощностью 130 л.с.
Модель полукапотного автобуса Кавз-324410 реализовано на шасси ЗИЛ-5301ЕО. Модель используется как маршрутное такси на городских и пригородных линиях. Силовое оснащение: четырехцилиндровый дизельный двигатель ММЗ, Д-245. 12С, мощностью 180 л.с. и объемом 4,75 л.
Новинкой в производственном ассортименте КАВЗ считается и модель КАВЗ на шасси ГАЗ-3310 «Валдай». Этот автобус среднего класса вмещает 24 посадочных места и оснащается экономичным четырехцилиндровым дизельным двигателем ММЗ Д-24.7 мощностью 90 л.с.
Современный этап
Результаты технических и инженерных разработок, много раз отмеченные на всероссийских выставках, широко применяются при конструировании автобусов КАВЗ и делают эти модели образцом качественной, надежной и, главное, доступной в ценовом отношении техники. Перспективным направлением руководство автомобильного завода считает технологическое совершенствование уже существующих и разработку новых автобусов средней вместительности «Аврора», освоение которых было начато в 2002 г.
Дилеры КАВЗ
Приобрести продукцию Курганского автозавода можно у официального дилера производителя - компании Автобау. Компания всегда готова предложить новые модели в требуемом количестве. Продажа автобусов КАВЗ возможна в лизинг и кредит с лояльными схемами погашения.
Автобау предлагает не только выгодные дилерские цены на продукцию, но и полный спектр технического и сервисного обслуживания поставленной техники. Предложенные условия позволяют гибко подойти к любым потребностям клиентов, построить взаимовыгодную схему отношений и наладить долгосрочное сотрудничество.
Курганская область , Курган , ул. Автозаводская, д. 5, корп. 3
Вариант логотипа в жёлтых тонах
ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ» (доля в уставном капитале 100 %). Функции единоличного исполнительного органа данного общества выполняет управляющая организация - ООО «УК „Группа ГАЗ“».
История
Сегодня [когда? ] у предприятия имеются все ресурсы для обновления производства: проводится реконструкция, модернизация технологических потоков, закупается новейшее оборудование с числовым программным управлением для обработки трубных заготовок, лазерного комплекса для резки заготовок. [ ] Современный модельный рядВ конце 2007 года со снятием с производства семейства КАвЗ-3976 закончилась 50-летняя история курганских капотных автобусов малого класса на шасси грузовиков марки ГАЗ. Мелкосерийное производство полукапотного автобуса КАвЗ-3244, осуществлявшееся дочерней фирмой ООО «Вика ЛТД», свёрнуто в 2007 году. Производственная программа КАвЗа на 2009 год состояла из заднемоторных среднеразмерных автобусов модернизированного семейства «Аврора» КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 для пригородного и межрайонного сообщения, а также городского низкопольного мидибуса КАвЗ-4239 на китайском шасси. Модельный ряд завода включает автобусы среднего класса КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 «Аврора» в городской и пригородной, школьной модификации. В 2010 году Курганский завод провел первый этап рестайлинга базовых моделей. Автобусы получили изменённую переднюю маску, новый двигатель, трансмиссию, электрооборудование. В 2011 году завод приступил ко второму этапу - автобусы получат новый интерьер. В 2011-2012 годах была осуществлена привязка двигателя Cummins экологического стандарта «Евро-4» к модельному ряду завода. В 2017 году в производство был запущен автобус КАвЗ-4270 . История капотных автобусов КАвЗС основания предприятия в 1958 году автобусы КАвЗ традиционно базировались на удлиненных грузовых шасси Горьковского автозавода - без кабины, но с сохранением оперения от базовых грузовиков. Соответственно, на шасси ГАЗ-51А в 1958-1971 годах выпускался капотный 20-местный КАвЗ-651А ; в 1971-1984 годах на автобусном шасси ГАЗ-53-40 - 21-местный автобус КАвЗ-685 , переставленный в 1984 году на шасси ГАЗ-53-12 , и после модернизации в 1986 году получивший индекс КАвЗ-3270 . Модели 685 и 3270 были самыми массовыми в истории не только КАвЗа, но и мирового автобусостроения, так как годовые объёмы их производства в 1970-1980-х годах достигали 18-20 тыс. машин в год (пик в 1989 году - 20 008 шт.). С 1989 года на автобусном шасси ГАЗ-33074 была освоена базовая модель 20-местного автобуса КАвЗ-397620 . Индекс базовой модели поменялся с «2» (класс «автобусы») на «9» (класс «спецмашины») для упрощения сертификации спецверсий. Впоследствии на базе модели 397620 выпускался целый ряд грузопассажирских и специальных (санитарные, ритуальные (катафалк), оперативно-служебные (автозак) и т. д.) модификаций. В 1993 году был создан автобус КАвЗ-39765 на 28 посадочных мест на шасси ГАЗ-33074 , удлиненном по колёсной базе с 3700 до 4550 мм. С 2001 года на его базе серийно выпускался школьный автобус КАвЗ-397653. В опытной серии существовал и ещё более длинная 35-местная модификация КАвЗ-39769, но она в серию так и не пошла из-за проблем с прочностью рамы. Так же, в 2005-2007 годах на базе среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай» небольшой серией выпускался капотный автобус КАвЗ-32081 «Валдай». Объёмы выпуска автобусов КАвЗ в 1990-х годах по сравнению с 1970-1980-ми годами сократились на порядок (до примерно 2 тыс.). За свою историю КАвЗ произвёл около 0,45 млн капотных автобусов [ ] . Выпуск всех капотных автобусов КАвЗ был прекращён в конце 2007 года в связи с планами модернизации предприятия и переходом на выпуск принципиально новой продукции в виде городских среднеразмерных низкопольных автобусов модели 4239, выполненных на китайских агрегатах (шасси и силовая установка). Соответственно вся производственная линия по сборке «капотников» была «полностью реконструирована» (сдана в металлолом). Стоимость последних капотных моделей КАвЗ составляла на момент закрытия производства от 525 тысяч рублей, что ставило данный автобус вне конкуренции с более дорогой и более низкокачественной продукцией китайского автопрома или содержащей китайские комплектующие - на тот же момент бескапотный КАвЗ-4239 на китайском шасси оценивался уже в 2,57 млн рублей - ценой пяти капотных автобусов. В 1998-2007 годах дочернее предприятие КАвЗа ООО «Вика ЛТД» выпускало на стандартном шасси ЗИЛ-5301БО автобус малого класса КАвЗ-3244 вместимостью 29 пассажиров (мест для сидения -15) с дизельным двигателем ММЗ Д-245 мощностью 109 л. с. с турбонаддувом. На удлиненном шасси ЗИЛ-5301ЕО выпускалась также модификация КАвЗ-32441 вместимостью 19-22 пассажира. Вахтовые автобусы КАвЗ на шасси «Завод имени Лихачева » и «Урал» (КАвЗ-422990, КАвЗ-422991 и КАвЗ-42243) выпускались ограниченными сериями в 1996-2003 годах, но при реструктуризации предприятия были сокращены как непрофильная продукция. Последней «вахтовкой» КАвЗ стала в 2004 году модель 39766 на полноприводном шасси ГАЗ-3308 «Садко». ДиректораНаграды завода
Курганский автобусный завод изготовил автобус КАВЗ-4238-72 с двигателем, работающим на сжатом природном газе CNG. Машина будет продемонстрирована на выставке «Коммерческий транспорт», которая пройдет с 9 по 14 сентября в московском «Крокус-Экспо». Это уже второй по счёту автобус данной модели, сошедший с конвейера КАВЗа. Опытный образец, который был изготовлен еще зимой, прошел заводские и проходит сертификационные испытания. КАВЗ-4238 CNG производства Курганского автобусного завода продолжает модельный ряд техники производства на метане «Группы ГАЗ», в составе которой сегодня работает предприятие. Данная модификация автобуса среднего класса предназначена для работы на пригородных и междугородних маршрутах. Машина комплектуется газовым двигателем Cummins экологического стандарта «Евро-5», механической коробкой передач ZF. Газовое топливо позволяет обеспечить запас хода машины до 530 км. В автобусе много новаторских конструкторских решений. КАВЗ-4238 CNG имеет независимую переднюю пневмоподвеску, пневморычажную заднюю подвеску, передние дисковые тормоза. В качестве вспомогательной тормозной системы установлен магнитно-динамический ретардер (замедлитель) фирмы VOITH. Так же КАВЗ-4238 CNG оснащен рулевым механизмом интегрального типа, системой спутниковой навигации ГЛОНАС, цифровым тахографом. Особое внимание уделяется безопасности пассажиров. Автобус оснащён системой автоматического пожаротушения, камерами заднего вида и обзора салона. Все газовое оборудование, установленное на автобусе, сертифицировано на соответствие международных требований по безопасности. КАВЗ-4238-72 соответствует экологическому стандарту EURO 5. При высоких экологических характеристиках автобус имеет эффективные экономические показатели: сниженные эксплуатационные расходы за счет низкой стоимости газового топлива, высокий сбалансированный ресурс кузова и силового агрегата. ТV и DVD, аудиосистемы, комфортабельные сиденья с откидными спинками и столиками обеспечивают комфорт пассажиров во время дальних поездок. Газовый КАВЗ-4238 планируется сертифицировать и изготовить опытно-промышленную партию до конца этого года. |