О том, что такое утилизационный сбор, для чего он был введен, кто его уплачивает, а кто от уплаты освобожден, мы рассказывали в нашей . О том, как рассчитать утилизационный сбор, расскажем в этом материале.

Утилизационный сбор: калькулятор

Алгоритм калькулятора утилизационного сбора в России в отношении конкретного транспортного средства, самоходной машины или прицепов к ним можно представить в виде формулы:

УС = БС * К

где УС - размер утилизационного сбора;

БС - базовая ставка;

К — коэффициент расчета размера утилизационного сбора.

Величина базовой ставки составляет:

20 000 рублей в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории M 1 , в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также в отношении специальных и специализированных транспортных средств указанной категории (такие виды транспортных средств приведены в Разделе I Перечня колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291;

150 000 рублей в отношении иных транспортных средств и прицепов к ним, приведенных в Перечне колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, а также в отношении самоходных машин, перечисленных в Перечне , утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.

Коэффициенты расчета размера утилизационного сбора зависят от вида и категории транспортного средства или самоходной машины, а также от их возраста и приведены:

  • в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291;
  • в отношении самоходных машин и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81.

Обращаем внимание, что расчет утилизационного сбора для физических лиц аналогичен порядку расчета утилизационного сбора для юридических лиц. Но коэффициенты расчета размера утилизационного сбора могут отличаться.

Расчет утилизационного сбора 2018: примеры

Покажем на примерах, как рассчитывается утилизационный сбор.

Вид, категория транспортного средства, самоходной машины, прицепа Базовая ставка, руб. Коэффициент расчета размера утилизационного сбора Сумма утилизационного сбора, руб.
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой (произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска) 20 000 1,42 28 400
(20 000 * 1,42)
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 15,69 313 800
(20 000 * 15,69)
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (произведенные на базе шасси транспортных средств 2018 года выпуска) 150 000 2,79 418 500
(150 000 * 2,79)
Полуприцепы (с даты выпуска прошло более 3 лет) 8,05 1 207 500
(150 000 * 8,05)
Новые бульдозеры массой не более 10 тонн 10 1 500 000
(150 000 * 10)
Квадроциклы с объемом двигателя не более 299 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 0,7 105 000
(150 000 * 0,7)
Новые комбайны кормоуборочные мощностью силовой установки не более 295 л.с. 5 750 000
(150 000 * 5)

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Предлагаем вам ознакомиться со ставками утилизационного сбора на самоходные машины. Впервые данный сбор был введен на различные виды и категории спецтехники в 2016 году, в 2018 году базовая ставка была поднята. В 2019 году скорректирован перечень видов и категорий самоходных машин

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639)

Идентификационный код*(1)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)*(6)

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

И менее 400 л.с.

III. Экскаваторы (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)*(6)

мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000)*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0)*(6)

прицепы грузоподъемностью более 10 тонн

полуприцепы грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства (классифицируемые по коду 8436 80 100)*(6)

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190 1, 8427 20 190 2, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)*(6)

c объемом двигателя менее 300 куб. см

XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10 )*(6)

с объемом двигателя не более 300 куб. см

с объемом двигателя не менее 300 куб. см

XIV. Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709 )*(6)

мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с.

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9 )*(6)

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000)*(6)

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

мощностью силовой установки более 400 л.с.

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные (классифицируемые по коду 8433 59 110)*(6)

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

мощностью силовой установки более 401 л.с.

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0 )*(6)

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

XIV. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10)*(6)

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1 750 л.с.

мощностью силовой установки не менее 1 750 л.с.

*(1) Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

*(2) Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

*(3) Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп (полуприцеп), установленная производителем (изготовителем).

*(4) Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

*(5) Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

*(6) Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций. В целях реализации настоящего постановления самоходными машинами не признаются машины мощностью силовой установки менее 5,5 л.с., управляемые рядом идущим водителем (оператором).

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка".

Для большинства автолюбителей утилизационный сбор является неким нововведением. Кто должен его оплатить? Каков его размер? В статье расскажем про утилизационный сбор на автомобили, ответим на часто задаваемые вопросы.

Утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Кто обязан производить уплату утилизационного взноса?

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Для расчёта размера утилизационного сбора необходимо воспользоваться следующей формулой:

Базовая ставка:

  • легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях – 20000 рублей;
  • легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, автобусы, грузовые автомобили – 150000 рублей.

Коэффициент расчёта суммы зависит от нескольких параметров:

  • возраст автомобиля;
  • тип двигателя;
  • рабочий объём двигателя;
  • цель использования автомобиля (коммерческая, личная);
  • полная масса автомобиля;
  • масса шасси.

Пример 3. Гайкин Г.Г. планирует приобрести новый легковой автомобиль массой 1900 кг для личного пользования. Коэффициент расчёта суммы 0,83. Размер утилизационного сбора составит: 20000 * 0,83 = 16600 рублей.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Новый автомобиль
Для физических лиц:
1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
0,17 0,26
Для юридических лиц:
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Правила уплаты утилизационного сбора

После произведённого расчёта размера утилизационного сбора его необходимо уплатить. С этой целью оформляется платёжное поручение, где указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 12 02000 01 2000 120. Утилизационный сбор не является налоговым сбором.

После уплаты утилизационного сбора в Паспорте транспортного средства (ПТС) проставляется отметка об уплате в разделе «особые отметки».

Не стоит волноваться покупателям автомобилей на вторичном российском рынке по поводу отсутствия данной отметки лишь в двух случаях:

  • автомобиль отечественной сборки получил ПТС до 01.09.2012 г.;
  • автомобиль импортного производства завезён на территорию Российской Федерации до 01.09.2012 г.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

В случае неуплаты утилизационного сбора штрафные санкции не предусмотрены, но предусмотрена невозможность регистрации транспортного средства, т.е. постановки на учёт. А это, в свою очередь, влечёт неприятности в соответствие со ст.12.1 КоАП РФ:

В каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативные акты, регулирующие сбор

При рассмотрении вопросов, касающихся утилизационных сборов, рекомендуется обращать внимание на нормативные акты:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Утилизационный сбор в Казахстане / Беларуси

Утилизационный сбор в Казахстане введён с 2016 года. Формула расчёта утилизационного сбора такая же, как и в РФ. Базовая ставка составила 50 МРП (106050 тенге). Коэффициент расчёта утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 3
1001-2000 куб.см 7
2001-3000 куб.см. 10
свыше 3001 куб.см 23
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 3
2,5-3,5 тонны 4
3,5-5 тонн 5
5-8 тонн 5
8-12 тонн 6
12-20 тонн 11
20-50 тонн 17

Утилизационный сбор в Беларуси введён с 01 марта 2014 года. Принцип исчисления утилизационного сбора во многом схож с исчислением сбора в Российской Федерации. В 2017 году размер утилизационного сбора составил (в белорусских рублях):

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора (бел.руб.)
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 8514 52470
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 8514 52470
1001-2000 куб.см 13266 81774
2001-3000 куб.см. 25344 81774
3001-3500 куб.см 34353 282150
свыше 3500 куб.см 54450 346599
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили, ввозимые с территории государств – членов Евразийского экономического союза вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 37125 65340
2,5-3,5 тонны 59400 92813
3,5-5 тонн 74250 118800
5-8 тонн 81675 338580
8-12 тонн 99495 513068
12-20 тонн 109148 746955
20-50 тонн 215325 876150

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я планирую доставить легковой автомобиль из Японии для собственного пользования. Когда мне необходимо оплатить утилизационный сбор?

Вопрос №2. При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации какую сумму утилизационного сбора мне придётся уплатить? Автомобилю 4 года.

При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации Вам необходимо рассчитать размер утилизационного сбора. Для этого необходимо воспользоваться формулой:

  • Базовая ставка – 20000 рублей
  • Коэффициента расчёта утилизационного сбора – 0,26
  • Размер утилизационного сбора 20000 * 0,26 = 5200 рублей.

Вопрос №3. Могу ли я вначале поставить транспортное средство на регистрационный учёт в ГИБДД, а после этого оплатить утилизационный сбор?

Нет, Вы не сможете этого сделать, т.к. инспекторы обязаны проверить наличие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС, после чего будут иметь право оформить регистрацию автомобиля.

Вопрос №4. В случае несвоевременной уплаты утилизационного сбора будет ли мне насчитываться пеня?

Законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора, но вот штраф за управление незарегистрированным транспортным средством сотрудники ГИБДД всё же выпишут. Карательные меры могут быть вплоть до лишения права управления транспортным средством на срок до трёх месяцев.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png