В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.
Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.
Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.
Первичные учетные документы - это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам).
В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать следующие реквизиты: наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйственной операции, подпись ответственного лица. Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения регистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовыми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Министерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке рекомендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.
Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации.
Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т. е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, - сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.
Организация налогового учета нашла отражение в информационном сообщении МНС России от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом сообщении предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы по прибыли. Разработанные регистры могут быть произвольно расширены, дополнены, разделены или иным способом приспособлены для отражения деятельности данного предприятия.
Отсутствие регистра в числе предложенных, а также наличие собственного регистра не может служить основанием для применения налоговых санкций. Наказуемым является неправильное исчисление налога на прибыль.
Как уже было указано, характерной чертой учетно-налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во многом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) специализированных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогового и бухгалтерского учета можно в регистрах бухгалтерского учета выделять дополнительные субсчета либо к каждой записи добавлять информацию, необходимую для исчисления налоговой базы. Регистры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информацию для использования данных в целях исчисления прибыли по правилам главы 25 НК РФ, будут признаваться регистрами налогового учета (согласно ст. 313 НК РФ). В частности, большинство предприятий использует данные бухгалтерского учета для формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. В то же время, как показывает практика, существуют отдельные виды операций, по которым использование данных бухгалтерского учета в целях налогового учета не представляется возможным. Такие операции могут быть определены только в системе налогового учета с использованием налоговых регистров.

Налоговым кодексом РФ установлено, что организации должны вести налоговый учет операций, которые оказывают влияние на формирование налога га прибыль. Такое требование обусловлено тем, что не все операции, отраженные в бухгалтерском учете, относятся в том же размере и в том же периоде на цели налогообложения. Поэтому ведение налогового учета является обязательным участком в бухгалтерии любого предприятия – плательщика налога на прибыль.

Поскольку пользователем данных налогового учета обычно являются только органы налогового контроля необходимо построить этот участок учета так, чтобы свести к минимуму все возможные вопросы. Прежде всего, необходимо определить, как вести налоговый учет в своей организации. Обычно используется один из двух методов. Сущность первого заключается в ведении налогового учета на основе бухгалтерского. Его недостаток заключается в том, что необходимо четко идентифицировать сходства и различия правил бухгалтерского и налогового учета для осуществления соответствующих учетных операций, однако даже это не всегда позволяет полностью разграничить два способа. Однако такой метод позволяет вести налоговый учет только по тем объектам, в которых есть различия с бухгалтерским. Кроме того, он дает возможность использовать учетные регистры бухгалтерского учета.

Второй метод предполагает ведение налогового учета обособленно от бухгалтерского. Этот подход дает возможность точно определять необходимые показатели, однако для этого необходимо вести учет по всем операциям, в том числе дублировать уже отраженные в регистрах бухгалтерского учета.

Информацию о том, каким методом пользуется организация, она отражает в учетной политике для целей налогообложения.

Так же учетная политика организации предполагает определение учетных регистров, которые организация планирует использовать для отражения данных налогового учета. В первую очередь – это первичная документация, касающаяся определения базы по налогу на прибыль. Для определения налоговой базы данные первичной документации систематизируются в аналитических регистрах налогового учета. Вся информация заносится в них нарастающим итогом с начала года. Кроме того, необходимо производить расчет налоговой базы, для чего следует ввести соответствующий регистр. Для удобства отражения и систематизации учетного процесса организации могут создавать так же другие регистра налогового учета.

Законодательство довольно четко устанавливает, какие данные должны содержаться в документах, предоставляемых в налоговые органы. Прежде всего, это информация о порядке и методике формирования доходов и расходов, в том числе для целей определения налоговой базы отчетного периода, данные о расходах, имевших место в отчетном периоде, но относимых для целей налогообложения на будущие периоды, порядок создания резервов предприятия, а так же текущий остаток задолженности по налогу на прибыль


7 Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.
Аналитические регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме или любых машинных носителях.
Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.


8 Организация налогового учета по налогу на прибыль
Организации-налогоплательщики наряду с бухгалтерским ведут налоговый учет. Базируясь на информации бухгалтерско го учета, налоговый учет имеет специфические особенности, а его результаты могут существенно отличаться от результатов учета бухгалтерского.
Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточ но информации для определения налоговой базы, плательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бух галтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных пер вичных документов. Целями налогового учета являются:
формирование полной и достоверной информации о поряд ке учета для целей налогообложения хозяйственных операций плательщика в течение отчетного (налогового) периода;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользова телей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Плательщики исчисляют налогооблагаемую прибыль по итогам отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Порядок ведения налогового учета устанавливается приказом об учетной политике организации для целей налогообложения. Принятый порядок применяется последовательно от одного на логового периода к другому в течение длительного времени. Изменение порядка налогового учета допускается в случаях: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если организация приступила к новым видам деятельности. В любом случае решения об изменениях должны отражаться в приказе об учетной политике и применяться лишь с начала но вого налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства.
Данные налогового учета должны быть документально под-тверждены и отражать:
порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Документальным подтверждением этих данных являются:
первичные учетные документы (включая справку бухгал тера) ;
аналитические регистры налогового учета;
расчет налоговой базы.
Документами налогового учета являются формы аналитиче ских регистров налогового учета для определения налоговой базы, обязательные реквизиты которых:
наименование регистра;
период (дата) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.
Данные налогового учета отражаются непрерывно в хроноло гическом порядке. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учет ных документов разрабатываются плательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для платель щиков обязательные формы документов налогового учета.
Расчет налоговой базы производится плательщиком самосто ятельно нарастающим итогом с начала года и содержит следу ющие данные:
Период, за который определяется налоговая база (с нача ла налогового периода нарастающим итогом).
Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
выручка от реализации товаров, работ, услуг собственно го производства, а также выручка от реализации имуще ства, имущественных прав, за исключением выручки, ука занной в пп. 2.2-2.7;
выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
выручка от реализации покупных товаров;
выручка от реализации основных средств;
выручка от реализации товаров, работ, услуг обслужива ющих производств и хозяйств.
Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за ис ключением расходов, указанных в пп. 3.2-3.6 ;
расходы при реализации ценных бумаг, не обращающих ся на организованном рынке;

расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
расходы при реализации покупных товаров;
расходы по реализации основных средств;
расходы обслуживающих производств и хозяйств при реа лизации ими товаров, работ, услуг.
Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
прибыль от реализации товаров, работ, услуг собственно го производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в пп. 4.2, 4.3, 4.4 и 4.5;
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обра щающихся на организованном рынке;
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обраща ющихся на организованном рынке;
прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
прибыль (убыток) от реализации основных средств;
прибыль (убыток) от реализации обслуживающих произ водств и хозяйств.
Сумма внереализационных доходов, в том числе:
доходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, обращающимися на организованном рынке;
доходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Сумма внереализационных расходов, в частности:
расходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, обращающимися на организованном рынке;
расходы по операциям с финансовыми инструментами сроч ных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Налоговый учет доходов от реализации предусматривает, что
они определяются по видам деятельности, если:
для этой деятельности определен особый порядок обложения; применяется иная ставка;
предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от этой деятельности.
Сумма выручки определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным методом признания дохо-
дов и расходов. Если цена выражена в иностранной валюте, вы ручка от реализации пересчитывается в рубли на дату реализа-ции. Аналогичный порядок предусмотрен для случаев, если цена выражена в условных единицах. При проведении расчетов по та ким обязательствам плательщик производит корректировку их сумм, выраженных в условных единицах, в соответствии с дого вором. Полученные после корректировки суммы включаются в состав внереализационных доходов (расходов).

Если реализация производится через комиссионера, то пла-тельщик-комитент определяет сумму выручки на дату реали зации на основании извещения комиссионера о реализации, которое комиссионер обязан предъявить комитенту в течение трех дней с окончания отчетного периода, в котором произошла реализация.
Выручка от реализации, произведенной на условиях предо ставления товарного кредита, определяется на дату реализации и включает в себя сумму процентов, за период от момента от грузки до момента перехода права собственности на товары. Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности до момента полного рас чета, включаются во внереализационные доходы.
Налоговый учет внереализационных доходов в виде штрафов, пе ней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба плательщики осу ществляют по оценкам в соответствии с договором. Этот поря док применяют лишь плательщики, определяющие доходы по методу начисления. При взыскании же долга по суду обязанность по начислению этого дохода у плательщика возникает на осно вании решения суда, вступившего в законную силу.
Налоговый учет расходов на производство и реализацию осущест вляется в следующем порядке (если плательщик применяет метод начисления). Эти расходы подразделяются на прямые и косвен ные. К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, ока зании услуг);
расходы на оплату труда, а также суммы единого социально го налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, ис-пользуемым при производстве товаров, работ, услуг.

Плательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Косвенные расходы - все иные суммы расходов, за исклю чением внереализационных, осуществляемые плательщиком в отчетном (налоговом) периоде. Они полностью относятся к рас ходам текущего отчетного (налогового) периода.
В аналогичном порядке включаются в расходы текущего пе риода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.
Плательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) пе-риоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода без распределения на остатки не завершенного производства.
Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей об ложения, то база для исчисления предельной суммы таких рас-ходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам плательщика, связанным с доб ровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учи-тывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу.
Налоговый учет амортизируемого имущества. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу гла вы 25 НК РФ, полезный срок их использования устанавливается плательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом классификации основных средств, определяемых Пра вительством РФ, и сроков полезного использования по аморти зационным группам.
Вне зависимости от выбранного плательщиком метода начис ления амортизации по имуществу, введенного до вступления в силу главы 25, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости этого имущества.
Сумма начисленной за один месяц амортизации по указан ному имуществу определяется как:
1) произведение остаточной стоимости и нормы амортиза ции (исчисленной исходя из оставшегося срока использо вания), установленной плательщиком для указанного иму-
щества, - при применении нелинейного метода начисле ния амортизации; 2) произведение остаточной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2002 г., и нормы амортизации (ис численной исходя из оставшегося срока использования), установленной плательщиком для этого имущества, - при применении линейного метода. Основные средства, фактический срок использования кото рых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полез ного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный статьей 258 НК РФ, на 1 января 2002 г. выделяются в отдельную амортизационную группу в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях обложения равномерно в течение срока, опре деленного плательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом ведет ся пообъектно на дату признания дохода (расхода). Аналитиче ский учет должен содержать информацию:
о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
изменениях первоначальной стоимости основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликви дации;
принятых организацией сроках полезного использования основных средств;
способах начисления и сумме начисленной амортизации за период с начала начисления амортизации до конца месяца реа лизации (выбытия) имущества;
цене реализации имущества по договору купли-продажи; дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества; дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользо вания, дате завершения работ по реконструкции, дате модерни зации;
понесенных плательщиком расходах, связанных с реализаци ей (выбытием) амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.
На дату совершения операции плательщик определяет при быль (убыток) от реализации амортизируемого имущества.

В аналитическом учете на дату реализации имущества фиксиру ется сумма прибыли (убытка) по операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в следующем порядке.
Прибыль, полученная плательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. Убыток отражается в ана-литическом учете как прочие расходы.
Аналитический учет должен содержать информацию: о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы таких расходов;
количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производ ством и реализацией;
сумме расходов, приходящейся на каждый месяц. Налоговый учет доходов (расходов) в виде процентов по догово рам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а так же процентов по ценным бумагам и другим долговым обязатель ствам ведется в следующем порядке. Плательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку названных доходов и расходов.
Плательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расхо дов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями до говоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии) процентов отдельно по каждому виду долгового обя зательства. Сумма дохода (расхода) учитывается исходя из уста новленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном пе риоде на дату признания доходов (расходов).

Проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются плательщиком в налоговую базу на основа нии выписки по банковскому счету. Если договором банковского счета не предусмотрено осуществление расчетов по оплате услуг банка при проведении каждой расчетно-кассовой опера ции, то датой получения дохода для плательщика, перешедшего на признание, учет, определение доходов (расходов) по методу начисления, признается последний день отчетного месяца.
Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бу маги) учитываются на дату признания дохода (расхода).

Проценты, полученные (подлежащие получению) плательщи ком за предоставление в пользование денежных средств, учиты ваются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки по банковскому счету.
Плательщик, определяющий доходы (расходы) по методу на числения, определяет сумму дохода (расхода), полученного (вы плаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с договором, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доход ности и срока действия такого долгового обязательства в отчет ном периоде. Плательщик обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
При досрочном погашении долгового обязательства процен ты определяются исходя из предусмотренной договором процент ной ставки и фактического времени пользования заемными средствами.
Рассмотренный порядок признания доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам любого вида применяет ся и организациями, для которых такие операции признаются операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью.
По государственным и муниципальным ценным бумагам до ход в виде процентов может быть признан на дату их реализа ции на основании договора купли-продажи, либо на дату вы платы процентов на основании выписки банка, либо на послед-нюю дату отчетного периода.
Если плательщик использует кассовый метод, то проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств, если метод начисления - то на дату реализации ценной бумаги, либо на дату выплаты таких процентов (погашения ку пона) в соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного периода.
Если в цену реализации таких ценных бумаг включается на-копленный купонный доход, то плательщик самостоятельно на дату реализации бумаг определяет сумму дохода в виде процен тов на основании договора купли-продажи.
При осуществлении операций с названными бумагами, при реализации которых в цену сделки включается накопленный ку понный доход (доход в виде процентов), плательщик, перешед ший на кассовый метод, доход в виде процентов исчисляет как разницу суммы накопленного купонного дохода, полученной от покупателя, и суммы накопленного купонного дохода, уплачен-
ной продавцу. Если между датой реализации бумаги и датой ее приобретения в соответствии с условиями выпуска эмитентом были осуществлены выплаты в виде процентов, то датой полу чения дохода признается дата выплаты процентов при погаше нии купона. При этом доход определяется как разница между суммой выплаченных при погашении купона процентов и сум мой накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу. При продаже бумаги, по которой в течение срока нахождения ее у плательщика эмитентом был выплачен процентный доход, ко-торый был включен в состав дохода, процентным доходом при знается сумма, полученная от покупателя такой бумаги.
Плательщик, использующий метод начисления, осуществля ющий операции с государственными и муниципальными ценны ми бумагами, при реализации которых в цену сделки включает ся накопленный процентный (купонный) доход, доходы в виде процентов определяет с учетом следующих положений. Если до истечения отчетного (налогового) периода ценная бумага не ре ализована, то плательщик обязан на последний день отчетного (налогового) периода определить сумму процентного дохода, причитающегося по начислению за этот период. Доходом этого периода признается разница между суммой накопленного про центного (купонного) дохода, исчисленной на конец периода в соответствии с условиями эмиссии, и суммой накопленного про центного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыду щего налогового периода, если после окончания предыдущего периода не осуществлялось выплат процентов (погашений купо на) эмитентом.
Если же в текущем периоде выплаты процентов (погашения купона) эмитентом осуществлялись, то в дополнение к доходу в виде процентов, исчисленному и учтенному при таких выплатах (погашениях), доход в виде процентов принимается равным сум ме накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец указанного отчетного (налогового) периода.
При первой выплате процентов (погашении купона) в отчет ном (налоговом) периоде доход в виде процентов исчисляется как разница между суммой выплачиваемых процентов (погаша емого купона) и суммой накопленного процентного (купонно го) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода. При последующих в отчетном (налоговом) периоде выплатах (погашениях) доход в виде процентов принима-ется равным сумме выплачиваемых процентов (погашаемого ку пона).
Если указанная ценная бумага приобретена в текущем нало говом периоде, то исчисление дохода в виде процентов осущест вляется в соответствии с изложенным ранее порядком, но сум ма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец предыдущего налогового периода, заменяется при вы числениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного плательщиком продавцу ценной бумаги.
При реализации указанной бумаги доход в виде процентов ис-числяется в соответствии с изложенным ранее порядком, но сум ма накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленная на конец отчетного (налогового) периода, заменяется при вычис лениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохо да, исчисленную на дату реализации.
Налоговый учет при реализации ценных бумаг исходит из того, что доходом по операциям с ценными бумагами признается вы ручка от их продажи в соответствии с договором реализации.
Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами при знаются в зависимости от применяемого плательщиком поряд ка признания доходов и расходов.
При реализации ценных бумаг расходом признается цена при обретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного плательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы).
Если в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, вклю чается часть накопленного купонного дохода, то доходы и рас ходы по ним исчисляются без такого дохода.
Налоговый учет прибылей (убытков) от реализации ценных бумаг ведется раздельно по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и не обращающимся на нем.
Процентный доход по государственным и муниципальным ценным бумагам, по которым предусмотрено исключение из цены сделки части накопленного процентного дохода, определяется на дату реализации на основании договора купли-продажи.


По КЭА

1. Определение резерва снижения себестоимости продукции.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р С) являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р ВП );

2) сокращение затрат на ее производство (Р З) а счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Величина резервов может быть определена по формуле:

гдеСв, Сф - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия; Зд дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.


2Анализ ликвидности и платежеспособности организации.

Ликвидность - (от английского слова Liquidity) – это способность материальных ценностей быстро и без проблем превращаться в денежные средства, денежные активы для погашения долгов, проведения оплаты, сделок или для собственных нужд.

При этом ликвидные материальные ценности сохраняют свой номинал стоимости.

То есть под понятием ликвидность стоит понимать товар, обладающий высочайшими качествами при сбыте или обмене на денежную единицу.

Примером ликвидности может служить золото. Золото ценилось, ценится и будет цениться в будущем. Золотые активы можно быстро и легко превратить в реальные деньги в любой стране.

Платежеспособность - это возможность предприятия рас­плачиваться по своим обязательствам. При хорошем финан­совом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом - периодически или постоянно неплатежеспособ­но. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для пога­шения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Под методологией налогового учета понимается совокупность специальных приемов и способов (категориальные, содержательные, формально-технические), которые применяются в процессе налогового учета.
Методы налогового учета - это методы оценки, способы списания активов, порядок классификации отдельных видов доходов и расходов, варианты раздельного учета объектов налогообложения и соответствующих им хозяйственных операций, порядок распределения доходов и расходов, налогового учета отдельных хозяйственных операций и т. д.
При выборе конкретного метода налогового учета следует исходить из того, что:
. предполагается их прямо предусмотренная вариантность;
. предполагается их вариантность, связанная с противоречиями в различных положениях (статьях) НК РФ;
. не все способы учета предусмотрены налоговым законодательством;
. существуют способы и правила, обусловленные отраслевой принадлежностью, структурой и размером организации.
Хотя налоговый учет регулируется общими для всех организаций законодательными нормами, у каждой организации могут быть свои цели и задачи, а также разные критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к оптимизации налогообложения организации, основу которой должны составлять выбранные ею методы налогового учета.
Практика применения налогового учета позволяет выделить ряд наиболее часто используемых методов.
1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Речь идет о выработке в налоговом учете своего категориально-понятийного аппарата, посредством которого он реализуется как самостоятельная отрасль финансовых отношений.
Например, такой учетно-налоговый показатель, как налоговая база, формируется с использованием показателей бухгалтерского учета по НДС, по налогу на имущество организаций, акцизам и другим налогам. По налогу на прибыль в основу формирования налоговой базы положены данные первичных учетных документов бухгалтерского учета.
2. Установление специальных правил формирования учетно- налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Так, формирование учетной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения не совпадает. Аналогично не совпадает порядок формирования первоначальной стоимости материально-производственных запасов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
До принятия Минфином России приказа №115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» (утратил силу) в основе определения налогооблагаемой базы лежал принцип бухгалтерского учета. После принятия указанного приказа и других последующих приказов порядок формирования налогооблагаемой базы по ряду налогов стал учитывать налогово-учетные показатели. С этого момента все финансовые показатели, напрямую зависящие от даты возникновения выручки от реализации, стали формироваться в финансовой отчетности по моменту отгрузки продукции (выполнения работ) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.07.1995 г. №661 (утратил силу) были установлены два основных метода налогового учетаоблагаемой базы: кассовый метод; метод начисления.
3. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения.
Указанный метод в чистом виде реализует фискальную функцию налогового учета и в своей основе служит для специального обозначения некоторых явлений из других отраслей (права, экономики, бухгалтерского учета и т. д.).
Суть этого метода заключается в том, что для целей налогообложения институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяют в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Это означает, что налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым.
4. Установление налогового дисконта (фиктивного дохода для целей налогообложения).
Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы. Так, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях отклонения применяемых сторонами сделки цен в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Объект налогообложения (выручка от реализации) и налоговая база здесь понятия не тождественные. Расчетное доначисление выручки от реализации продукции (налоговый дисконт) по рыночным ценам самим объектом налогообложения (выручкой от реализации) не является, так как это расчетное доначисление никак не связано со стоимостью реализуемой продукции. Кроме того, указанное расчетное доначисление выручки является чисто арифметической операцией, возникает только в специальном расчете и отражается только в налоговом учете.
Рассматриваемый способ налогового учета является характерным и может применяться при начислении иных налоговых платежей, в том числе:
. при расчете налоговой базы по НДС;
. по налогу на прибыль;
. по акцизам и др.
5. Определение для каждого вида налогов своего налогового периода.
Налоговый период (период обложения) - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно- налогового элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и т. п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. Налоговый период не увязывается с периодом формирования объекта налогообложения, а призван обеспечить необходимую периодичность налоговых поступлений в бюджет на основе реальной налоговой базы, исчисляемой налогоплательщиком по результатам фактической деятельности в истекшем периоде. Для каждого налога может быть установлен свой налоговый период.
6. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации.
Ведение специальной налоговой документации является формально- техническим приемом методологии налогового учета. Налоговая документация состоит из следующих разновидностей документов: налоговые расчеты; налоговые регистры.
Налоговые расчеты представляют собой специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово- расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства (декларации, специальные расчеты по некоторым платежам).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговые регистры представляют собой сводные систематизации данных налогового учета за налоговый (отчетный) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. К ним относятся счета-фактуры, книга покупок и книга продаж, карточки учета налога на доходы физических лиц, регистры, рекомендации Минфина России для налогового учета налога на прибыль и др.

Контрольные вопросы и темы для обсуждения

1. В чем преимущества и недостатки различных моделей налогового учета?
2. Чем следует руководствоваться при выборе конкретного метода налогового учета?
3. Тождественны ли понятия «объект налогообложения» и «налоговая база»?
4. Что такое налоговый дисконт?

Понятие налогового учета, его цели и порядок ведения. Схемы построения налогового учета. Информационные ресурсы налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета).

Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

· порядок формирования суммы доходов и расходов;

· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

· порядок формирования сумм создаваемых резервов;

· сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;

Период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

Налоговый учет организаций;

Налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Цели налогового учета:
1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета всех хозяйственных операций, осуществляющих организацией в течение отчетного периода
2) обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей о правильности исчисления, полноте и уплате
3) формирование информации для управленческого учета для оптимизации системы налогообложения
Задачи налогового учета:
1) расчет налоговой базы
2) совершенствование первичных бухгалтерских документов
3) разработка отдельных аналитических регистров налогового учета
4) анализ и контроль произведенных расходов и полученных доходов, их обоснованности и определения их долей для целей налогообложения
Объектами налогового учета являются доходы и расходы организации
Предметом налогового учета является исследуемая организация

К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можно отнести следующие:

1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).

2. Получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных.

3. Получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).

4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.

5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихся в учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.

6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.

7. Составление отчетности о работе по учету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.

8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.

9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетом плательщиков

Модели(схемы) НУ:

Модель 1. – предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом нал. учет ведется параллельно с бухгалтерским. Общими для бух. И нал. учета являются лишь данныве перв. документов. Аналитические регистры нал. учета составляются на основе данных первичных документов, сгруппированных в налоговые регистры, на основании которых составляется налоговая декларация. Преимуществом данной модели является то, что она дает реальную возможность получать данные для формирования нал. базы непосредственно из нал. регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении нал. базы. Вместе с тем автономные системы учета требуют значительных затрат, что могут позволить крупные предприятия.
Модель 2 – в ее основу положены данные, формируемые в системе бух. учета. При этом регистры бух учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения нал. базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета. Такая модель учета позволяет снизить объем работ бухгалтеров, проскольку и для бух и нал учета используются одни и те же регистры.
Модель 3 – в данной модели используются регистры и бухгалтерского и налогового учета. В этом случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бух учета. Так на основании данных аналитических и синтетических регистров бухгалтерского учета формируются бухгалтерские справки, а на их основании составляются аналитические регистры нал. учета и налоговые декларации. Так модель сближает две системы учета.

Информационные ресурсы:

1) Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

2) Первичные документы. Первичный документ - это письменное свидетельство совершения хозяйственной операции (оплаты товара, выдачи наличных денег под отчет и т.п.) и должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Данный документ может быть составлен в электронной форме и содержать ЭЦП.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png