Рассмотрим ситуацию. Университет объявил аукцион на приобретение автомобиля для государственных нужд. Существуют ли ограничения по предельной максимальной сумме для приобретения автомобиля по постановлению Правительства № 927? Или это постановление относится только к чиновникам?

Такие ограничения существуют, но следуйте им начиная с закупок 2017 года, т. к. бюджет и план-график на 2016 год был сформирован ранее, до вступления в силу обязанностей по нормированию ().

Для бюджетного (федерального) учреждения правила нормирования (а также правила определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам и предельные цены на них) и нормативные затраты устанавливается учредителем БУ.

Статья 19 Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, значит, и обязанность по утверждению нормативных затрат и требований к отдельным видам товаров, работ, услуг уже наступила с 1 января 2016 года. То есть на закупки 2017 года ограничения по предельной максимальной сумме для приобретения автомобиля не учитываются.

Важно

Нормирование в сфере закупок регулируется положениями ст. 19 Закона № 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 утвердило Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельных цен товаров, работ, услуг).

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Государственное учреждение может разместить закупку на приобретение автомобиля «Форд Фокус» (с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки) при соблюдении следующих условий.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление № 656) установлены условия, при которых могут быть закуплены в, том числе, (с ОКПД):

34.10.21.330 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1000 см3, новые

34.10.21.360 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1000 см3, но не более 1500 см3, новые

34.10.22.310 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3 прочие, новые

34.10.23.110 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

34.10.23.210 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 2500 см3, новые

34.10.23.310 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров более 2500 см3, новые

Если эти автомобили, произведены определенными субъектами (в том числе хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в п. 7.1.1. Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств");

Среди них есть ЗАО "Форд Мотор Компании", г. Всеволжск, Ленинградская область

или

Режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.;

Если указанные автомобили соответствуют требованию об осуществлении хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан с 2014 года не менее 5, с 1 января 2015 г. не менее 6, с 1 января 2016 г. не менее 8, включая обязательное проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств, а с 1 января 2017 г. не менее 11 следующих производственных операций:

Монтаж силового агрегата;

Монтаж передней полуоси (передней подвески);

Монтаж задней подвески;

Монтаж выхлопной системы;

Монтаж рулевого механизма;

Монтаж электрооборудования;

Монтаж элементов экстерьера;

Сварка кузова;

Окраска кузова;

Сборка кузова;

Проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

Подтверждением соответствия в данном случае (произведения производственных операций в необходимом количестве) является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Следовательно, при осуществлении закупки на поставку автомобиля с техническими характеристиками, под которые попадает, в том числе, «Форд Фокус» (напоминаем, что согласно ст. 33 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать требования к товару, ограничивающие количество участников торгов, при указании товарного знака указываются параметры эквивалентности), заказчику следует устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением:

Если автомобили данной модели произведены хозяйствующими субъектами, включенными в перечень указанных хозяйствующих субъектов

или

В указанном режиме;

Соответствуют требованиям по количеству производственных операций хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе рекомендуется указывать, что в первой части заявки необходимо указание этих хозяйствующих субъектов, включенных в Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств" или наименование места происхождения товара из таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., а также устанавливать в качестве показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара требованиям к товару, требование об указании вида и количества, осуществляемых хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан с 2014 года не менее 5, с 1 января 2015 г. не менее 6, с 1 января 2016 г. не менее 8, включая обязательное проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств, а с 1 января 2017 г. не менее 11 указанных производственных операций:

При рассмотрении первой части заявки заказчику необходимо проверить указание наименования производителя автомобиля, наименование места происхождения автомобиля, соответствующие конкретные показатели предлагаемого автомобиля (исходя из установленных заказчиком требований).

Если в первой части заявки не указаны требуемая информация и показатели или указаны иные информация и показатели, то рассмотрите возможность признания такой заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе соответственно на основании п. 1 или 2 ч. 4 ст. 67, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, как несоответствия информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и документацией об электронном аукционе (укажите пункты).

Если в первой части заявки указаны требуемая информация и показатели, то следует рассмотреть возможность признания такой заявки соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.

Также заказчику следует проверить во второй части заявки наличие документов, подтверждающих соответствие автомобиля вышеуказанным требованиям в форме акта экспертизы, выдаваемого ТПП РФ (в документации, по нашему мнению, следует указать на необходимость предоставления этого документа участником закупки).

То есть если участником закупки в заявке будет предложен автомобиль Форд Фокус, то в качестве подтверждения соответствия поставляемого автомобиля вышеуказанным требованиям во второй части заявки ему следует представить вышеуказанный акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ.

Так, с 1 января 2016 года было введено ограничение на предоставление услуг организациями, находящимися в юрисдикции Турции. Особенности предоставления преференций Согласно постановлению правительства № 925 от 16.09.2016 г. устанавливаются преференции в отношении товаров российского производства при проведении государственных закупок. Такие же преимущества предоставляются и участникам, предложившим к поставке товары белорусского и казахстанского производства. Рассмотрение и оценка заявок, предлагающих к поставке товары российского производства, проводится по предложенной участником цене, сниженной на 15%. Если такая заявка признается победившей, то договор заключается по цене, изначально предложенной участником. Такое правило действует для тех процедур, которые не предполагают торгов. Рассмотрим пример: На участие в закупке поданы 2 заявки.

Изменения порядка применения национального режима по № 44-фз

Внимание

Для того чтобы можно было определить соответствие заявки предъявляемым требованиям, в ней должна быть указана страна происхождения товара. В противном случае заявка подлежит отклонению. Полный перечень товаров, для которых применяется национальных режим, определяется постановлениями правительства РФ.


С какой целью вводится национальный режим Внедрение национального режима проведения закупок преследует следующие цели:
  1. Обеспечение безопасности станы и поддержание оборонной способности.
  2. Защита конституционного строя.
  3. Стимулирование развития внутреннего рынка.
  4. Поддержание национальной экономики.
  5. Поддержка российских производителей.

Применение национального режима может преследовать цель, предотвратить участие в закупках стран, потерявших доверие правительства.

Импортозамещение в действии, или как не нарушить правила национального режима

Учитывать:

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
  2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

Мебель Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС.
Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов.

Как не нарушить правила национального режима

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 14 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Как готовиться к закупкам с применением национального режима?

Тенденции развития экономики нашей страны направлены на предоставление преимущества российским производителям. Для того чтобы отечественные товары получали преференции перед иностранными разработан национальный режим осуществления государственных закупок.
Его особенности прописаны в статье 14 44-ФЗ. Что такое национальный режим закупок и когда он применяется Согласно пункту 1 14 статьи 44-ФЗ национальный режим применяется к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Все мероприятия, проводимые в рамках такого режима можно разделить на три большие группы:

  1. Запрет на допуск товаров к поставке в рамках государственных контрактов.
    Он применяется к продукции машиностроения, легкой промышленности, а также программному обеспечению и товарам, имеющим оборонное значение.

Статья 14. применение национального режима при осуществлении закупок

Легкая промышленность В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика. Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Машиностроение Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009. Программное обеспечение Исключения - на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

Инфо

Материалы по теме Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ Ограничения устанавливаются на допуск: При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран - членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.


Важно

Пример. В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта - 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс.


рублей – 15% = 68 тыс. рублей. Материалы по теме Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Документы при закупке автомобилей по 44 ap национальный режим

Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной. Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

Документы при закупке автомобилей по 44 фз национальный режим

Страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

Условия допуска Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений. При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847).

Национальный режим В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Поэтому национальный режим в госзакупках - это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее - Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком. Пример. Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна - член ЕАЭС), другой - тракторы из Германии.

Цена, предложенная первым поставщиком, - 1 млн. рублей, вторым - 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.
Если заявка была признана соответствующей ошибочно, наступает административная ответственность. Как правильно составить заявку В случае применения национального режима осуществления закупки заказчик прописывает в документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям статьи 14 44-ФЗ.


При этом должен быть прописан конкретный перечень необходимых документов. Если его нет, то достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия.

При этом в первой части заявки обязательно должна быть прописана страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара. Применение национального режима осуществления закупок позволяет российским производителям получить преимущество перед российскими компаниями.

Главное правильно составить заявку.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Частью 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

При этом Законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность установления запрета и ограничения допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (часть 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанным постановлением в том числе установлен запрет на закупки легковых автомобилей иностранного происхождения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих нормирование в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливающих отдельные требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг):

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (вместе с "Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений");

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 "Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".

Также сообщаем, что Минфином России совместно с Минэкономразвития России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проводится работа по внесению в законодательство о контрактной системе изменений, предусматривающих установление требований к потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам (в том числе к предельной цене) для всех категорий товаров, работ, услуг (включая услуги по аренде, лизингу и иные формы пользования имуществом), закупка которых осуществляется для обеспечения деятельности заказчиков.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вопрос: О закупке легковых автомобилей иностранного происхождения и о нормировании в сфере закупок

Необходимо произвести закупку легкового автомобиля по нормам 44 ФЗ, методом запроса котировок. Тех. задание разработано по характеристики автомобиля рено логан. С 16.07.2014 г. действует запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств(постановление №  656). В извещении необходимо установить особые требования к заявке. Необходимо ли устанавливать следующие требования к заявке: «для подтверждения соответствия товара условиям постановления №  656, заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемой торгов-промышленной палатой РФ», если закупка проводится методом запроса котировок? Если устанавливать данное требование не надо, то какие документы должен предоставить поставщик в подтверждение соответствия товара? Д остаточно ли будет продекларировать страну происхождения товара?

Ответ

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png