Выпуск гибридного Lexus RX 400h состоялся в 2005 году. Производители необычного автомобиля адресовали его технически продвинутым людям, интересующимся всем передовым и неизведанным. Ведь это не обычный внедорожник, а Нigh-Тесh автомобиль, который (несмотря на бензиновый двигатель V6) скорее является электростанцией: помимо ДВС объемом 3,3 л, японский кроссовер оснащен еще двумя электродвигателями, генератором и комплектом батарей под задним сиденьем.

Кроме того, двигателем Lexus RX 400h управляет электроника, полный привод можно назвать электрическим, а водителю помогает система динамической стабилизации движения. Элементы электроники также используются в контуре рулевого управления и в тормозной системе. Также нет и никакой коробки передач. Роль трансмиссии выполняет планетарный дифференциал, в котором при помощи электроники осуществляется распределение мощности между колесами, ДВС и электромотором.

Для RX 400h предусмотрено богатое оснащение, которое стандартно включает: 17-дюймовые легкосплавные диски, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, электропривод задней двери багажника, интерьер с алюминиевой отделкой, электропривод передних сидений, двухзонный климат-контроль, мультифункциональное рулевое колесо, аудиосистему премиум-класса с 8 динамиками и CD-чейнджером на 6 дисков, сенсорный экран бортовой системы, который отображает в том числе и многочисленные параметры работы гибридной силовой установки. Премиум-пакет добавляет кожаную отделку, электропривод рулевой колонки, память положений для водительского сиденья, электролюк на крыше. Кроме того, дополнительные опции включают 18-дюймовые диски, аудиосистему Mark Levinson с 11 динамиками, навигационную систему с камерой заднего вида, систему развлечений для задних пассажиров.

В движение RX 400h приводит гибридная установка, носящая название V6 Hybrid Synergy Drive. В ней объединены бензиновый двигатель внутреннего сгорания 3.3 V6 и сразу два электромотора на постоянных магнитах. Максимальное ускорение возможно лишь при согласованной работе основных элементов силового агрегата — бензинового двигателя и двух электромоторов. При нажатой до отказа педали акселератора задействуются все три мотора и кратковременная мощность гибридного агрегата может достигать 270 л.с. При этом RX 400h разгоняется до 100 км/ч за 7,6 с. При обычном движении с постоянными скоростями через генератор осуществляется подзарядка аккумуляторных батарей, энергия которых расходуется для начала движения.

При движении в спокойном ритме привод осуществляется только на передние колеса. Если одно из колес Lexus RX 400h буксует, подключается электродвигатель задней оси. Он обеспечивает не только тяговое усилие, но и устойчивость при прохождении поворотов, при этом величина крутящего момента на задней оси может меняться практически мгновенно. Смена стратегии привода, то есть изменение распределения мощности между двигателями, происходит гармонично и совершенно незаметно для пассажиров. Это относится и к работе автоматической системы «старт-стоп». При остановке 6-цилиндровый двигатель автоматически отключается, а после очередного старта снова подключается. Электрический усилитель руля обеспечивает острые реакции. Разница в массе между RX 300 и RX 400h — около 200 кг. Поэтому для достижения лучшей экономичности даже покрышки установлены особенные — с низким сопротивлением качению.

В состав систем безопасности RX 400h стандартно входят передние, боковые подушки безопасности, подушки для защиты головы передних и задних пассажиров (шторки безопасности), а также коленные подушки для водителя и пассажира. Стандартные система контроля устойчивости и антипробуксовочная система полностью интегрированы в электронную систему управления гибридной трансмиссией. Благодаря этому RX 400h мгновенно реагирует на любые изменения в дорожных условиях. Автомобиль показал высокие результаты в краш-тестах.

Поступивший в продажу в 2006 году Lexus RX 400h стал первым серийным гибридным автомобилем премиального класса. Несмотря на множество плюсов использованных в нем гибридных технологий, они же накладывают и определенные ограничения. Например, из-за особенностей системы полного привода (отсутствие механической связи между осями), RX400h значительно уступает в проходимости RX350 и не пригоден для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Подержанные гибридные RX400h значительно уступают в численности своим бензиновым собратьям по модельному ряду моделям, но и редкими назвать их нельзя — модель вызывала большой интерес с момента своего появления в России. Перед покупкой — обязательно проверять работоспособность гибридной установки.

Гибридных автомобилей становится все больше. Если десятилетие назад таковым был лишь «Приус», то сейчас все ведущие фирмы серийно выпускают подобные авто. Но вот насколько надежны машины с бензоэлектрическим силовым агрегатом?

«Лексус-RX 400h» (заводской индекс MHU 38) стал первым гибридом, официально поставляемым в Россию. С 2005 года наработан солидный опыт эксплуатации, ведь пробег многих машин перевалил за 150 тыс. км. В отличие от модели, продаваемой в Америке (ее индекс MHU 33), наш «эр-икс» полноприводный: в дополнение к передней гибридной трансмиссии введен электродвигатель с редуктором привода задней оси. Интересно, что эта часть гибридного привода всего лишь обдувается воздухом, в то время как передняя часть трансмиссии имеет общий контур с системой охлаждения бензинового двигателя.

Изредка случается, что антифриз начинает подтекать по стыку картера трансмиссии - обращайте внимание на это место. Проще периодически проверять уровень в правом расширительном бачке, но не забывайте и о левом, который отвечает за охлаждение инвертора - силового преобразователя постоянного тока батареи в переменный для питания электромоторов. Соответственно в режиме рекуперации электроны бегут в обратную сторону, заряжая батарею.

В этом отдельном контуре жидкость перегоняет электронасос, у которого хоть и крайне редко, но случаются сбои. Предсказать скорую кончину насоса невозможно, ведь он включается лишь по мере надобности - когда инвертор действительно нуждается в охлаждении. Дефект почувствуете только в движении, когда вследствие перегрева инвертор отключится. При этом машина станет тупить, а на дисплее высветится надпись: Check Hybrid System.

При замене жидкости необходимо выгнать из системы воздушные пробки, иначе впоследствии инвертор будет перегреваться. Хотя электроника при этом ограничит подаваемый ток, могут взорваться силовые транзисторы. Дилеры отдельно их не меняют, предлагая раскошелиться на новый инвертор в сборе (более полумиллиона рублей!). Однако в Интернете можно найти более гуманные цены на ремонт. Причем чем дальше на восток, тем дешевле. Например, в Екатеринбурге с вас возьмут 100–120 тысяч, а во Владивостоке - почти вдвое меньше. К счастью, отказы инверторов все же редки.

Коробки передач у гибрида в привычном понимании нет. Ее роль играют всего два планетарных ряда. Первый через водило с сателлитами соединен с бензиновым двигателем, а через солнечную шестерню - с электромотором в 650 В, который является одновременно стартером и генератором. Этот же мотор, меняя обороты, изменяет передаточное отношение между ДВС и коронной шестерней, связанной через редуктор и дифференциал с колесами. Второй планетарный ряд через солнечную шестерню (коронная у обоих рядов общая) связан с тяговым мотор-генератором (тоже на 650 В). Очень красивая конструкция! И на удивление беспроблемная. Важно только следить за маслом (оригинальное - Toyota ATF WS). Хотя по регламенту оно «вечное», дилеры рекомендуют менять через 160 тыс. км.

ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА

Бывает, подобную машину покупают лишь для имиджа и она простаивает месяцами. Это худший вариант эксплуатации, на который гибрид не рассчитан - об этом ясно сказано в инструкции. Даже штатная электроника довольно быстро разряжает 12-вольтовый аккумулятор емкостью всего 36 A ч, предназначенный для питания вспомогательного оборудования. А ведь многие устанавливают на машину дополнительную сигнализацию («Лексус» привлекает повышенный интерес угонщиков), у которой ток покоя может достигать 100 мA.

Несложно подсчитать, что аккумулятор полностью разрядится всего за полмесяца. А ведь он также питает силовые реле подключения тяговой батареи, от которой пускают двигатель. Из-за естественного саморазряда основная батарея тоже может сесть. Поэтому возьмите за правило периодически (раз в неделю) прокатывать машину хотя бы вокруг дома, а потом ждать, пока ДВС сам не заглохнет. Это знак, что тяговый аккумулятор заряжен.

Бытует мнение, что в условиях русской зимы гибриды долго не живут. Не верьте слухам! На полюсе холода в Оймяконе до сих пор ездят праворульные «приусы» первого поколения. Что касается RX - да, случались отказы батареи (на экземплярах 2005 года, меняли по гарантии), но их можно по пальцам пересчитать. Кстати, чем дальше на восток, тем больше умельцев, готовых за умеренную плату перебрать батарею, заменив дефектные ячейки (всего ячеек 240 штук).

Конструкция бензинового двигателя 3MZ-FE (3,3 л) проверена временем. Мотор построен на базе трехлитрового 1MZ-FE, который неплохо зарекомендовал себя на моделях RX 300 и «Тойоте-Кэмри». 3MZ-FE устанавливали также на чисто бензиновый RX 330. Под гибрид двигатель все же немного модифицировали: здесь другие опоры, система впуска и фазы газораспределения. А главное - нет навесных агрегатов, приводимых поликлиновым ремнем, поскольку усилитель руля и компрессор кондиционера электрические.

Ремень ГРМ меняем каждые 100 тыс. км, обязательно вместе с роликами. Помпа приводится тем же ремнем; она вполне надежна и служит порой свыше 200 тыс. км. А вот свечи зажигания, хоть и иридиевые, больше 40 тыс. км не держатся. При замене нужно снимать впускной коллектор. Это, пожалуй, основная сложность при обслуживании машины.

Дилеры при каждом ТО (10 тыс. км) промывают узел дроссельной заслонки, мотивируя процедуру тем, что на RX 330 с очень похожим мотором к 30–60 тыс. км из-за грязевых отложений начинают плавать обороты холостого хода. И хотя двигатель гибрида никогда не работает в таком режиме (он либо молчит, либо работает под нагрузкой, заряжая тяговую батарею), у него могут наступить проблемы с пуском.

ПРОСТО «ЭР-ИКС»

А как поживает обычный бензиновый RX, на базе которого построена модель 400h? Его бензиновый двигатель столь же надежен (знай меняй свечи, привод ГРМ да промывай дроссель), но вот коробка-автомат способна преподнести сюрприз даже на 120 тыс. км. С машинами для американского рынка ситуация еще хуже: 50–60 тыс. миль - и агрегат уже не жилец.

Из-за того, что гидроблок трансмиссии «американца» настроен на быстрое переключение передач (у российской версии, сделанной с учетом морозов, автомат более медлителен), у него могут включиться сразу две передачи. Понятно, что срок службы эта особенность не продлевает. Учтите: после переборки нужно перенастроить блок управления КП - стереть все предшествующие настройки и вшить новые, соответствующие измененным моментам схватывания при включении и выключении передач. Иначе ждите новых проблем.

По стыку задней крышки раздатки иногда течет масло - проще его периодически подливать. Если масло подтекает через завальцовку напорного шланга ГУРа (случается к 80 тыс. км), меняем не раздумывая - с рулевым не шутят. Общая проблема любых RX, в том числе гибридов, - суппорты задних тормозов. В них довольно быстро перетираются резинки направляющих пальцев, попавшая сквозь щели влага сковывает механизмы. Поэтому при каждом ТО проводим профилактику.

Стоимость километра пробега гибрида, рассчитанная по методике нашей рубрики (ЗР, 2011, № 1), оказалась значительно ниже, чем у бензиновой версии: 12,83 против 15,54 руб. Но если не повезет с инвертором или тяговой батареей, расклад будет совсем не в пользу гибрида: слишком дороги пока электрические узлы и агрегаты.

ИЗ ИСТОРИИ МОДЕЛИ

Lexus RX

ДЕБЮТ: RX второго поколения был представлен в США в январе 2003 года. В Северной Америке и на Ближнем Востоке предлагалась версия с 3,3-литровым V6. Европейские и азиатские покупатели получили 3-литровый мотор. В марте 2005 года начали выпускать гибрид RX 400h, который с июня того же года официально поставляли в Россию.

КУЗОВ: 5-дверный универсал (SUV).

ДВИГАТЕЛИ: бензиновые - V6, 3,0 л, 204 л.с.; V6, 3,3 л, 230 л.с.; V6, 3,5 л, 277 л.с. Для гибридной версии: бензиновый, V6, 3,3 л, 210 л.с., плюс передний электромотор 165 л.с., плюс задний электромотор 68 л.с. (суммарная мощность силовой установки - 270 л.с.).

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: А5 для обычной версии, бесступенчатая планетарная для гибрида.

ПРИВОД: передний или полный.

РЕСТАЙЛИНГ: в 2007 году изменились решетка радиатора, бамперы, колесные диски, а также некоторые декоративные элементы кузова. Годом раньше прежние V6 были заменены двигателем 3,5 л.

КРЭШ-ТЕСТЫ: в 2004 году уровень безопасности при лобовом столкновении по методикам IIHS и NHTSA (США) был признан наивысшим. Последствия за наезд сзади заслужили оценку «плохо» (IIHS).

Благодарим СП «Бизнес Кар» (автоцентр «Лексус-Левобережный» на 78-м км МКАД, Москва)

за содействие в подготовке материала.

И ведь знал, и читал, и слышал об этом чудном достижении гения японской мысли - и все равно накололся. Впервые сев за руль 400h, я долго мучался, почему он не заводится, пока представитель Toyota не сообщил мне, что звука двигателя я сейчас не услышу. «Ах, да!» - воскликнул я, и тут, наконец, дошло, что автомобиль готов к старту, но работает пока только на электромоторах.

Все-таки Lexus RX400h действительно чудный автомобиль. В голове не укладывается, что машина может работать и в то же время не издавать никакого шума. «Заводится с пол оборота» - это не про RX400h, он заводится всегда, но тихо, не издавая ровным счетом никаких посторонних звуков. Лишь сигнальная надпись «Ready» на приборной панели оповещает о готовности автомобиля к старту. Тихонечко нажимаем педаль газа - поехали, опять же бесшумно, только звук из под колес выдает оживший автомобиль, а если стоять и прислушиваться снаружи, можно уловить чуть заметный гул работы электромоторов.

Самой интересной начинкой Lexus 400h несомненно является гибридная силовая установка HSD. Если еще кто не в курсе, состоит она из двух электромоторов и одного бензинового двигателя. Суммарная мощность силовых агрегатов составляет 272 л.с. Однако у электродвигателей мощность измерять в лошадиных силах не принято, поэтому сила каждого отдельного агрегата считается в киловаттах. Именно поэтому в том месте, где у обычных автомобилей тахометр отмеряет обороты двигателя, у гибридного Lexus шкала расчерчена от 0 до 200 кВт.

Схема устройства привода автомобиля при детальном изучении оказывается очень простой: бензиновый двигатель и передний электромотор работают вкупе, обеспечивая Lexus RX400h передний привод. Когда автомобиль движется на малых скоростях и ему не требуется много мощности - работает только передний электродвигатель. В случае разряда аккумуляторной батареи или если требуется вся сила автомобиля, через планетарный делитель мощности в дело вступает 6-цилиндровый V-образный бензиновый мотор объемом 3,3 литра, который передает крутящий момент к передним колесам и одновременно к генератору, заряжающему батарею и электродвигатель. Т.к. привод у RX400h автоматический, т. е. задние колеса становятся ведущими только при необходимости, которую определяет система VDIM, второй электромотор, который единолично управляет задним приводом, включается только в случае пробуксовки передних колес. Заряд батареи может также осуществляться во время торможения: генератор двигателя преобразует кинетическую энергию в электрическую, что также происходит, когда нога просто убрана с педали и осуществляется торможение двигателем. Для этого бесступенчатая автоматическая КПП имеет специальный режим «B», при котором торможение двигателем выполняется принудительно. Кстати, цифры в названии Lexus 400h говорят о тягово-динамических характеристиках, которые сравнимы с характеристиками бензинового мотора объемом 4,0 литра, а литера «h» означает ту самую гибридную технологию.

Вся схема распределения мощности отображается на 7-дюймовом ЖК-дисплее на центральной консоли. Первое время картинка на мониторе концентрирует на себе внимание всех, сидящих в автомобиле людей. Более того, водители соседних по потоку внедорожников, особенно в темное время суток, заметив это изображение так и норовили поравняться с Lexus, чтобы получше разглядеть эту «невидаль».

Так как вся система сконцентрирована вокруг аккумуляторной батареи высокого напряжения, расположенной под задним сиденьем, нас естественно интересовал вопрос по поводу ее срока службы и эксплуатации при пониженных температурах. Последний фактор Lexus RX400h не пугает вовсе, модель продавалась во все регионы России без ограничений и официальные сервисные центры не зарегистрировали пока ни одного случая отказа батареи из-за низкой температуры. Прошлой зимой, когда в Москве стояли 40-градусные морозы и многие даже новые машины отказывались заводиться с первого раза, RX400h, по заявлению представителей Toyota, был одной из тех машин, которая безоговорочно заводилась и ездила, не выказывая никаких признаков влияния пониженной температуры. Кроме того, специалисты Toyota сообщили нам, что срок службы батареи неограничен, а ресурса должно хватить на весь период эксплуатации автомобиля. Это означает, что в течение гарантийного периода плановая замена батареи после определенной выработки ресурса не предусмотрена. В России пока не было случаев ее замены, но если владелец все же столкнется с такой проблемой, и будет менять ее за свои деньги, это обойдется ему примерно в $9,5 тысяч.

Lexus RX400h, как и все автомобили данной марки, представляет из себя совокупность роскоши и качества. Дорогие материалы, огромный набор опций - позволяют чувствовать себя очень комфортно. Но и здесь «всплыли» неоднозначные огрехи, которые кому-то покажутся лишь частным мнением. Не смотря на то, что автомобиль прекрасно едет, разгоняется и преодолевает дорожные неровности, руль показался нам слишком тяжеловатым. На высоких скоростях - это бесспорный плюс, но тяжесть в руле не исчезает даже во время поворота колес на неподвижном автомобиле. Камера заднего вида позволяет получить прекрасный обзор при реверсивном движении, но делает вас слепым в дождливую погоду, когда после нескольких минут движения корма автомобиля забрызгана грязью из под колес. Передние же парктроники в Lexus RX400h решили вообще не устанавливать. Кондиционер в режиме «Auto» вел себя совершенно неадекватно. Да простят нас владельцы этого автомобиля, в нашем тестовом экземпляре выставив, например, температуру 24 градуса по Цельсию, из дефлекторов периодически вырывался поток холодного воздуха, который продолжал дуть в течение длительного времени. Избавиться от него можно было либо закрытием дефлектора, либо поднятием температуры на один градус, но в последнем случае, ситуация повторялась заново через какое-то время.

Зато в RX400h присутствует много полезных опций, как то: задние сиденья, которые двигаются вперед-назад, электрорегулировка руля, система облегченной посадки, когда при касании ключом замка зажигания руль отодвигается от приборной панели и встает в ранее выставленное положение, а также система адаптивного освещения, позволяющая повернуть фары на угол до 15 градусов и осветить поворот. Задняя дверь Lexus RX400h на манер седанов представительского класса отпирается и запирается дистанционно с ключа или кнопкой на пятой двери. Чего только стоит 7-дюймовый экран с функцией TouchScreen, когда не нужны никакие кнопки, а все параметры можно менять нажатием соответствующей пиктограммы на экране. Плюс все возможные системы активной и пассивной безопасности, перечислять которые нет смысла, т.к. само имя Lexus уже подразумевает наличие всех необходимых систем и подушек. Отдельное спасибо Lexus должен обязательно сказать компании Mark Levinson, которая подарила интерьеру RX400h потрясающую аудиосистему мощностью 240 Вт с десятью динамиками и 230-миллиметровым керамическим сабвуфером.

Передвигаться на Lexus сплошное удовольствие: мягкая и четкая подвеска, отзывчивое рулевое управление, динамика позволяющая за 7,6 секунд ехать со скоростью 100 км/ч. Только расход не совсем как у обычной машины, по трассе бортовой компьютер показывает 16-17 литров на 100 км, а в «глухих» пробках, где приходится стоять больше часа - всего 13. Мы-то знаем, что во всем виновата HSD, но непривыкшие к такому положению дел, не понимаем - что ж теперь по загородному шоссе ехать со скоростью 50 км/ч, или вообще не ездить? Основываясь на расходе топлива можно с уверенностью назвать Lexus RX400h самым городским из всех SUV.

А нужно ли все это с точки зрения экономии? Такой вопрос возник при детальном сравнении гибридного Lexus и «обычного» RX350, который вышел на рынок не так давно. Комплектация RX400h и топовая комплектация RX350 «Премиум» полностью одинаковы, кроме одной детали - ЖК-монитора. В последней он отсутствует, а вместо него мы можем наблюдать монохромный экран аудиосистемы. Незначительные изменения экстерьера, как то решетки радиатора, противотуманные фары и т.д., а также чуть измененные размеры мы в расчет брать не будем. 272 л.с. у RX400h против 276 л.с. у RX350 мы также оставим в покое и будем считать, что автомобили абсолютно одинаковы.

Тем, у кого мозг не способен переварить много цифр и расчетов, просим перейти к следующему абзацу. Стоимость гибридного лексуса равна $78 250, а стоимость RX350 в максимальной комплектации составляет $70 100 - разница немного немало $8 150. Конечно, если для кого-то такая сумма не играет особой роли - не стоит даже задумываться, можно взять гибрид, тыкать пальцами в ЖК-экран и на этом успокоится. Но тем, кто привык считать деньги, даем информацию для размышления. Возьмем за основу заявленный и измеренный по всем правилам расход бензина у обоих японских автомобилей в смешанном цикле движения. У гибридного RX этот показатель будет равен 8,1 литрам на 100 км пути, в то время как RX350 будет «кушать» 11,2 литра на то же расстояние. Если перевести стоимость бензина по текущему курсу, получим, что за один литр бензина мы платим около 70-80 американских центов. Перекладывая разницу в стоимости моделей на литры мы получаем цифру 11 642 - 10 187 литров. Именно столько бензина можно купить на $8 150. На эти деньги или литры Lexus RX400h сможет проехать 143 728 километров.

Таким образом, если мы хотим сэкономить на бензине, купив автомобиль с гибридным приводом, реальная выгода наступает только тогда, когда мы проедем на RX400h почти 150 тысяч км, т.е. когда у нас кончиться гарантия, ограниченная 100 тысячами километров и уже тогда, когда нам придется вкладывать в автомобиль свои кровные на починку неисправностей, которые к тому времени, несомненно, появятся. При этом мы допускаем, что когда сей пробег будет достигнут, не смотря на заверения специалистов компании Toyota, возможно ухудшение свойств батарей из-за приличного срока их эксплуатации, отчего работа на электромоторах может длиться все меньше и меньше времени, а как мы выяснили выше, ее замена стоит довольно больших денег.

Вот если бы у нас были налоговые льготы на экологически чистые машины, мы не платили бы транспортный налог как в случае с «Окой» или , - возможно расклад был бы иной. Но так как в России все хорошее приходит только после всего плохого, а чиновники задумаются о гибридных системах только тогда, когда сами не за деньги и «блат» окончат технический ВУЗ, ждать нам придется долго. Толи дело в США, в частности в Калифорнии, где существуют очень серьезные налоги на экологичность. Основная масса таких автомобилей продается там, т.к. послабления дают ощутимый результат для кошелька их хозяина, к тому же многочисленные организации вроде «зеленых» не будут забрасывать суды своими исками против богатых и платежеспособных знаменитостей, которые пересядут на экологичные виды транспорта, да плюс ко всему будут соответствовать имиджу технократов и идущих в ногу со временем.

#

«Лексус RX 400h » (заводской индекс MHU 38) стал первым гибридом, официально поставляемым в Россию. С 2005 года наработан солидный опыт эксплуатации, ведь пробег многих машин перевалил за 150 тыс. км. В отличие от модели, продаваемой в Америке (ее индекс MHU 33), наш «эр-икс» полноприводный: в дополнение к передней гибридной трансмиссии введен электродвигатель с редуктором привода задней оси. Интересно, что эта часть гибридного привода всего лишь обдувается воздухом, в то время как передняя часть трансмиссии имеет общий контур с системой охлаждения бензинового двигателя.

Изредка случается, что антифриз начинает подтекать по стыку картера трансмиссии - обращайте внимание на это место. Проще периодически проверять уровень в правом расширительном бачке, но не забывайте и о левом, который отвечает за охлаждение инвертора - силового преобразователя постоянного тока батареи в переменный для питания электромоторов. Соответственно в режиме рекуперации электроны бегут в обратную сторону, заряжая батарею.

В этом отдельном контуре жидкость перегоняет электронасос, у которого хоть и крайне редко, но случаются сбои. Предсказать скорую кончину насоса невозможно, ведь он включается лишь по мере надобности - когда инвертор действительно нуждается в охлаждении. Дефект почувствуете только в движении, когда вследствие перегрева инвертор отключится. При этом машина станет тупить, а на дисплее высветится надпись: Check Hybrid System .

При замене жидкости на RX 400h необходимо выгнать из системы воздушные пробки, иначе впоследствии инвертор будет перегреваться. Хотя электроника при этом ограничит подаваемый ток, могут взорваться силовые транзисторы. Дилеры отдельно их не меняют, предлагая раскошелиться на новый инвертор в сборе (более полумиллиона рублей!). Однако в Интернете можно найти более гуманные цены на ремонт. Причем чем дальше на восток, тем дешевле. Например, в Екатеринбурге с вас возьмут 100-120 тысяч, а во Владивостоке - почти вдвое меньше. К счастью, отказы инверторов все же редки.

Коробки передач у гибрида Лексус RX 400h в привычном понимании нет. Ее роль играют всего два планетарных ряда. Первый через водило с сателлитами соединен с бензиновым двигателем, а через солнечную шестерню - с электромотором в 650 В, который является одновременно стартером и генератором. Этот же мотор, меняя обороты, изменяет передаточное отношение между ДВС и коронной шестерней, связанной через редуктор и дифференциал с колесами. Второй планетарный ряд через солнечную шестерню (коронная у обоих рядов общая) связан с тяговым мотор-генератором (тоже на 650 В). Очень красивая конструкция! И на удивление беспроблемная. Важно только следить за маслом (оригинальное - Toyota ATF WS). Хотя по регламенту оно «вечное», дилеры рекомендуют менять через 160 тыс. км.

Бывает, подобную машину покупают лишь для имиджа и она простаивает месяцами. Это худший вариант эксплуатации, на который гибрид не рассчитан - об этом ясно сказано в инструкции. Даже штатная электроника довольно быстро разряжает 12-вольтовый аккумулятор емкостью всего 36 A.ч, предназначенный для питания вспомогательного оборудования. А ведь многие устанавливают на машину дополнительную сигнализацию («Лексус» привлекает повышенный интерес угонщиков), у которой ток покоя может достигать 100 мA.

Несложно подсчитать, что аккумулятор полностью разрядится всего за полмесяца. А ведь он также питает силовые реле подключения тяговой батареи, от которой пускают двигатель. Из-за естественного саморазряда основная батарея тоже может сесть. Поэтому возьмите за правило периодически (раз в неделю) прокатывать машину хотя бы вокруг дома, а потом ждать, пока ДВС сам не заглохнет. Это знак, что тяговый аккумулятор заряжен.

Бытует мнение, что в условиях русской зимы гибриды долго не живут. Не верьте слухам! На полюсе холода в Оймяконе до сих пор ездят праворульные «приусы» первого поколения. Что касается RX - да, случались отказы батареи (на экземплярах 2005 года, меняли по гарантии), но их можно по пальцам пересчитать. Кстати, чем дальше на восток, тем больше умельцев, готовых за умеренную плату перебрать батарею, заменив дефектные ячейки (всего ячеек 240 штук).

Конструкция бензинового двигателя 3MZ-FE (3,3 л) проверена временем. Мотор построен на базе трехлитрового 1MZ-FE , который неплохо зарекомендовал себя на моделях и «Тойоте-Кэмри». 3MZ-FE устанавливали также на чисто бензиновый RX 330. Под гибрид двигатель все же немного модифицировали: здесь другие опоры, система впуска и фазы газораспределения. А главное - нет навесных агрегатов, приводимых поликлиновым ремнем, поскольку усилитель руля и компрессор кондиционера электрические.
Ремень ГРМ меняем каждые 100 тыс. км, обязательно вместе с роликами. Помпа приводится тем же ремнем; она вполне надежна и служит порой свыше 200 тыс. км. А вот свечи зажигания, хоть и иридиевые, больше 40 тыс. км не держатся. При замене нужно снимать впускной коллектор. Это, пожалуй, основная сложность при обслуживании машины.

Дилеры при каждом ТО (10 тыс. км) промывают узел дроссельной заслонки, мотивируя процедуру тем, что на RX 330 с очень похожим мотором к 30-60 тыс. км из-за грязевых отложений начинают плавать обороты холостого хода. И хотя двигатель гибрида никогда не работает в таком режиме (он либо молчит, либо работает под нагрузкой, заряжая тяговую батарею), у него могут наступить проблемы с пуском.

А как поживает обычный бензиновый RX, на базе которого построена модель Лексус RX 400h ? Его бензиновый двигатель столь же надежен (знай меняй свечи, привод ГРМ да промывай дроссель), но вот коробка-автомат способна преподнести сюрприз даже на 120 тыс. км. С машинами для американского рынка ситуация еще хуже: 50-60 тыс. миль - и агрегат уже не жилец.

Из-за того, что гидроблок трансмиссии «американца» настроен на быстрое переключение передач (у российской версии, сделанной с учетом морозов, автомат более медлителен), у него могут включиться сразу две передачи. Понятно, что срок службы эта особенность не продлевает. Учтите: после переборки нужно перенастроить блок управления КП - стереть все предшествующие настройки и вшить новые, соответствующие измененным моментам схватывания при включении и выключении передач. Иначе ждите новых проблем.

По стыку задней крышки раздатки иногда течет масло - проще его периодически подливать. Если масло подтекает через завальцовку напорного шланга ГУРа (случается к 80 тыс. км), меняем не раздумывая - с рулевым не шутят. Общая проблема любых RX, в том числе гибридов, - суппорты задних тормозов. В них довольно быстро перетираются резинки направляющих пальцев, попавшая сквозь щели влага сковывает механизмы. Поэтому при каждом ТО проводим профилактику.

Стоимость километра пробега гибрида Лексус RX 400h , оказалась значительно ниже, чем у бензиновой версии RX 300 : 12,83 против 15,54 руб. Но если не повезет с инвертором или тяговой батареей, расклад будет совсем не в пользу гибрида: слишком дороги пока электрические узлы и агрегаты Лексус RX 400h .

Двигатель: V-образный, 6 цилиндров

Объем: 3 311 см3

Макс. крут. момент:

Передний тяговый электродвигатель: максимальная мощность — 123 кВт/4500 об-1

Макс. крут. момент:

333 Нм/1500 об-1

Задний тяговый электродвигатель: максимальная мощность — 50 кВт/4610-5120 об-1

Макс. крут. момент:

130 Нм/0-610 об-1

Общая мощность: 272 л. с.

Время разгона до 100 км/ч 7,6 сек.

Макс. скорость — 200 км/ч.

Трансмиссия: автоматическая бесступенчатая.

Привод - передний с подключаемым задним с электронным управлением

Расход топлива:

смешанный — 8,1 л/100 км

Габаритные размеры:

Длина — 4755 мм

Ширина — 1845 мм

Высота — 1680 мм

Разрешенная полная масса — 2505 кг.

Успех серийной «Тойоты-Приус» с гибридным силовым агрегатом (их продали около 360 тыс. штук начиная с 1997 г.) вдохновил конструкторов на дальнейшую разработку в этой области. Результатом одной из них является «Lexus RX400h». Основная цель этой разработки снижение расхода топлива и бережное отношение к окружающей среде. Hybrid Synergy Drive (HSD) — так называется силовая установка RX 400h. В ее основе — бензиновый V6 объемом 3,3 л, мощностью 211 л.с. который нужен для того, чтобы двигать всю гибридную систему — без него ничего не получилось бы. Мощность передается на колеса через планетарную передачу, передаточное число меняется бесступенчато, как в вариаторе. Дополнительный электромотор на передней оси, питается от батареи, где накапливается энергия, вырабатывается генератором, а тот в свою очередь приводится в движение двигателем. Помогает и еще один, задний, электромотор, который при необходимости делает машину полноприводной. Когда RX 400h начинает тормозить, соответствующая энергия накапливается в батарее, которая располагается под задним рядом сидений. Кстати, из мощности этой батареи (45 кВт) и мотора складывается суммарная мощность аV томобиля, которая составляет 272 л.с. Благодаря такой схеме аV томобиль не требует постоянной подзарядки, единственно, что нужно — просто ездить. Если аV томобиль стоит долгое время его нужно время от времени заводить, чтоб электрическая батарея набрала энергию.

Директор автосалона ­«АвтоЛайф» Харитонов Булат.

Гумер Хайруллин

Водительский стаж 5 лет

— С машиной Lexus RX400h познакомился непосредственно на тест-драйве. Однако мне был хорошо известен его предшественник — Lexus RX350. В новой модели меня в первую очередь интересовало — как взаимодействуют бензиновый двигатель и электродвигатель.

Вначале я прокатился в 400h как пассажир. Мне было сложно на слух определить, когда работает бензиновый двигатель, а когда электродвижок. Об этом можно было узнать лишь по показателям дисплея бортового компьютера. В теории суть гибридной установки проста: чтобы снизить расход и вредные выбросы бензинового двигателя, значительная часть пиковых нагрузок на силовой агрегат (таких, как трогание, разгон) «отдана» электрической тяге. Аккумулятор работает как буфер-накопитель, сглаживающий скачки потребления энергии. Бензиновый мотор помимо «добавки» при динамичном ускорении компенсирует только что потраченные ампер-часы.

В этом я убедился, когда сам сел за руль Лексуса. Вставляю ключ в замок зажигания, поворачиваю и… ничего не происходит. Но на индикаторе текущей мощности появляется слово «Ready» — пораскинув электронными «мозгами», 400h уже подготовил электромоторы к старту. Селектор — в Drive, осторожно наступаю на педаль акселератора. И — вновь тишина. Машина трогается, а мотора не слышно, поскольку работает сейчас только передний электродвигатель. Продавил педаль чуть смелее — к делу подключается еще один тяговый электромотор, который приводит в движение задние колеса. И лишь когда я утопил педаль всерьез, на помощь электродвигателям пришла бензиновая «шестерка». Только держись. Разгон у машины превосходен! Особенно мне понравилось рычание мотора: аV томобиль явно готов бороться за лидерство в своем классе.

На трассе машина показала хорошие характеристики. Она резвая, ускоряется мгновенно. На импровизированном бездорожье Лексус демонстрировал другие показатели. По ухабам аV томобиль скользит плавно и упруго. Ничем, ни за что не задевает, не качается и идеально рулится. К тому же он подкупающе тих. Правда, использовать 400h как внедорожник лучше не стоит. Причины ограничения «вездеходности» Лексуса кроются в его достоинстве — электрическом приводе задней оси.

Стихия этого аV томобиля — городские улицы. К примеру, для любого двигателя самый болезненный режим и самый большой расход топлива — уличные пробки. Но не для 400h! Лишь только упала скорость, и впереди показывается хвост машин, как бензиновый двигатель глохнет, а толкание в очередях к светофору происходит лишь на электротяге. Через некоторое время мотор опять запускается, восполняет часть затраченного электричества, и снова глохнет. Так, если на импровизированной внедорожной трассе и на большой скорости расход топлива составил 13 литров, то в городе он составлял всего 9 литров (!). Экономия на грани фантастики!

Огромный плюс Лексуса — комфорт. В машине сделано все, чтобы водитель чувствовал себя защищенным от различных непредвиденных ситуаций. «Электронные мозги» активно помогают при заносах и ускорениях, делая езду на аV томобиле спокойной и плавной. На задних сиденьях вольготно чувствуют себя люди и выше 180 см. Правда, мне не понравилось, что на заднем сиденье при полной тишине слышен шум колес. Но при работающей аудиосистеме, этот недостаток не ощущается. Кстати, штатная акустика в машине хорошая. Чувствуется, что класс люкс.

Lexus RX400h будет удобен как мужчине, так и женщине. Аудитория аV томобиля — поклонники хорошей широко известной марки аV томобиля, технически продвинутые люди, интересующиеся всем передовым и неизведанным.

Альфред

Водительский стаж 11 лет

Спорим, что когда вы будете присматривать этот аV томобиль и попытаетесь завести двигатель, вы решите, что он не заводится. Секрет фокуса прост – при повороте ключа зажигания запускается электродвигатель, а он работает очень тихо. Бензиновый двигатель запускается в том случае, когда требуется подзарядка аккумулятора. Ну, алгоритм работы этой парочки, вернее, тройки (электромоторов два на каждом мосту) прост, но требует пояснений (об этом чуть ниже). А вот не слышать урчания двигателя, повернув ключ, действительно, очень непривычно. Как и наблюдать за маневрами машины в полной тишине. Порой кажется, что этот аV томобиль из какого-то параллельного мира, другой жизни, даже из иного измерения, даром, что внешне отличается от RX300 лишь иным рисунком решетки радиатора, бампером и противотуманными фарами, немного измененным фонарям и шильдику сзади.

Само название аV томобиля ничего не значит, слово «Лексус» синтетическое и от него веет чем-то фантастическим на манер фильма про будущее. Внешне гибрид не кажется огромным, но простор внутри салона откровенно удивляет. Это одинаково относиться к рабочему месту водителя, переднему пассажиру и задним пассажирам. Салон очень уютный и добротный, но не сказать, что роскошный. Сидеть за рулем этого аV томобиля очень приятно. Автомобиль дружелюбен и комфортабелен. Опытный глаз выхватывает из деталей интерьера «тойотовский» след (форма некоторых кнопок и регуляторов). Приборная панель «оптитронная» с великолепной читаемостью при любом освещении, будь то яркое солнце или сумерки. Причем спидометр задуман так, что показания скорости сугубо интимная вещь между водителем и пассажиром (спросил у соседнего пассажира, видит ли он показания спидометра). Такое решение встречается на некоторых «заточенных» под спортивность аV томобилей. Дополнительно имеется индикатор мощности батареи с надписью Ready (готов) и на ходу перед носом анимационная картинка, показывающая энергопотоки от аккумулятора и бензинового двигателя. И еще на большом дисплее во время движения можно смотреть забавное кино, которое детально показывает движение энергопотоков между электромоторами, аккумулятором и бензиновым двигателем. Чтобы поподробнее узнать, как все это работает, мы обратились к директору автосалона «АвтоЛайф» Харитонову Булату.

На ходу аV томобиль совпал с моим прогнозом, он предсказуем, понятен и очень ровный. Если надо ускориться, то разгон весьма напорист и ровный, как на новейших «автоматах». Переключения не чувствуются, все происходит спокойно. Видимо, слово «ровный» — самая верная характеристика для этого аV томобиля.

Для сорвиголов рекомендую открыть инструкцию по эксплуатации на странице 360, где черным по белому написано, что данный аV томобиль не предназначен для езды по бездорожью. Это как закон сохранения энергии: ежели где прибудет, то обязательно где-нибудь убавиться. Получил экономию и лучшую динамику — потерял в проходимости. А зачем, собственно, она нужна в современном асфальтовом раю. По своей сути это переднеприводный универсал, который иногда становиться полноприводным, благодаря заднему электромотору. Все же это — чисто городской аV томобиль, зато в городе «Lexus RX 400h» как рыба в воде. На светофорах машина не извергает ни грамма даже пропущенного через нейтрализаторы дыма, до тех пор, пока автоматика, не решив подзарядить батарею, не запустят шестицилиндровый мотор. Паркуясь, стоит быть особенно внимательным – окружающие не слышат шума мотора, ведь бензиновый агрегат не работает!Все-таки не привычно ездить в полной тишине (видимо, поэтому установлена дорогущая аудио система Mark Levinson. Нарушает тишину характерное негромкое троллейбусное гудение.

Тормоза работают отлично, очень информативны, можно идеально дозировать усилие и управлять торможением. Руль довольно острый, можно для высокостоящей машины сделать и поспокойней. Ну, грубо говоря, претензий — минимум. Правда, не понравилось то, что управление климат-контролем выведено на экран монитора, было бы проще иметь отдельные ручки. По большому счету, что получит покупатель этого аV томобиля? А получит он Lexus, со всеми вытекающими особенностями. Изюминкой будет то, что он будет динамичней и необыкновенно экономичнее в ущерб внедорожных способностей. Выбирать вам.

Вадим

Водительский стаж 9 лет

Лексус! Одно это имя звучит как грация, надежность и приверженность лучшим классическим традициям. Несколько моих знакомых ездили на RX300, отзывы всегда были самые хорошие. Но это машина прошлого века, сегодня все должно быть лучше и, не побоюсь этого слова, круче.

Итак, Lexus RX400h, шикарный вседорожник с новейшим гибридным двигателем. Автомобиль превосходный во всех отношениях, поэтому позволю себе, перед тем как выказать восхищение, немного его покритиковать. 1) «Карманы» в задних дверях. Вытащить их нихчто-то объемное или длинное мешают подушки заднего сидения. Не смертельно, конечно, ибо можно «это» вытащить при открытой двери, но неприятно. 2) Экран парк-троника. Вполне возможно, что я разложен тлетворным влиянием запада, но мне всегда казалось, что работа парк-троника (с видеокамерой или без) должна быть интуитивно понятна. А здесь на экране мы видим хаотически пересекающиеся (!!!) линии, а вот куда двигаться и что при этом произойдет – не понятно. Готов согласиться, что после детального изучения инструкции, Вы признаете эту функцию у 400-го самой лучшей среди всех парк-троников. Наверное. Но хотелось бы легкости в понимании. 3) Задние воздуховоды. Сначала несколько слов о заднем сидении. Оно широкое, и места в коленках настолько много, что там без проблем разместятся «…надцать» человек плюс гармонист. Это впечатляет. Но если мы сядем на заднее сидение вдвоем, то мы сразу заметим, что катастрофически не хватает двух вещей. Нет, это не то, что вы подумали, все гораздо проще. Хотелось бы управлять климатом на заднем сидении, да и пульт аудиосистемы не повредил бы. 4) Педаль стояночного тормоза.Все-таки неудобна. Посмотрел на картинке праворульную машину, вот там она на своем месте.

Ну вот, покончили с «обязательной программой», и теперь я свободно могу выказать восхищение Lexus RX400h. Дай бог и мне и Вам, дорогой читатель, зарабатывать столько денег, чтобы не в ущерб семье, ездить на таком шикарном аV томобиле. Плавность хода восхитительная. Крены в поворотах, что удивительно, минимальны. Электрический усилитель руля (экономия топлива, однако) настроен настолько хорошо, что неотличим от ГУРа с переменным усилием. Качественные отделочные материалы, простор в ширину и, что важно, в высоту. Даже вот такие мелочи: держатель для чашки у водителя расположен слева, чуть ниже воздуховода. Это удобно, позволяет охлаждать напиток, и нет опасения пролить жидкость на центральный блок, как в Toyota Avensis. Просто отлично работает система курсовой устойчивости, она вовремя «гасит» двигатель при резком повороте. Сейчас очень «гламурно» ругать все подряд электронные системы:они-де мешают им сделать разворот на 520 градусов с одновременным управляемым заносом и вертикальным взлетом, чтобы показать нашу крутость. Отвечаю: если ты профи, то «восьмерку» тебе в зубы, и – на кольцевую трассу. А во всех остальных случаях ты обязан думать о безопасности. Если уж не о своей, то о безопасности соседей на дорогах общего пользования. Поэтому повторюсь еще раз, система курсовой устойчивости работает жестко, то есть безопасно, что, наряду с множеством подушек безопасности, делает поездку в Lexus RX400h приятной и спокойной.

Особенно хочу отметить наличие электрического люка. Несмотря на двухзонный климат-контроль, этот дар цивилизации не является лишним. Я, например, до сих пор вспоминаю с грустью и завистью люк на своей прежней машине.

А вот аудиосистема меня огорчила, хотя меломан будет от нее в восторге. Чейнджер на 6 дисков, но читается только аудио, специальное предупреждение в инструкции: CD-R, CD-RW,CD-ROM ни-иззя! Хотя, уверен, аудио CD, записанные на компьютере, будут читаться. Но вот МР3 – однозначно нет. Работа клавиши «TEXT», как и на всех Тойотах, не лишена недостатков: «бегущей строки» нет, отображаются только первые 12 символов, для просмотра следующих 12-и надо продолжительно нажимать клавишу «TEXT». Радио, кстати, любое, как мы ни пытались настраивать тембр, дает звук весьма средний. Кассетник оборудован системой шумоподавления Dolby. Правда, так и не понял — Dolby В или Dolby С, разница огромная, ибо последняя, на пленке типа Metal, практически не уступает по качеству звука CD. Такой уж взгляд на аудио-систему обычного пользователя. А вот ценители будут в восторге от воспроизведения фирменных дисков на этой системе класса Hi-End.

Непривычно было смотреть на панель приборов: вместо тахометра – прибор, показывающий мощность (от 0 до 200 kW). Еду по трассе, снимаю ногу с педали «газ», и стрелка мгновенно перемещается на 0! Как Вам это нравится? Кстати, если стрелка опустится ниже нуля, это означает подзарядку гибридной никель-металлогидридной батареи. Давным-давно читал статьи о разных типах телефонных аккумуляторов: никель-кадмиевых, никель-металлогидридных, литиевых. Два первых типа батарей служат дольше, но при одном условии: если каждая зарядка начинается только после полной разрядки батареи. Иначе, как это и сделал мой знакомый, они «убиваются» за пару месяцев. Экскурс в историю мной был сделан не для того, чтобы усомнится в долговечности батареи на Лексусе, а чтобы еще раз констатировать – технологии идут вперед, ведь гибридная батарея постоянно подвергается разрядке/зарядке. Кроме двигателя объемом 3.3 л, здесь есть два тяговых электродвигателя: задний, мощностью 50 kW, и передний – 123 kW. Все это обеспечивает исключительно ровную тягу во всем диапазоне. Настоящее удовольствие, — катиться на Лексусе мягко и неторопливо, зная, что можно мгновенно ускориться, перестроения в другой ряд в освободившееся «окно» он выполняет идеально. С другой стороны, если охота «притопить», то ограничителем послужит только ваше чувство безопасности.

Некоторые спрашивают: зачем покупать Lexus RX400h, если есть более дешевый, чисто бензиновый Lexus RX350? Во-первых, на 400-м вполне можно уложиться по расходу в городе в 9л/100 км, и это с двигателем 3,3 л! Во-вторых, экология, людям приятно чувствовать, что они не наносят большой вред окружающей среде. В-третьих, обладание вещью, сотканной из самых высоких технологий. Надеюсь, это поможет Вам сделать правильный выбор.

Текст: Газета «Автоклуб-Казань»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png