Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».

На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г

Полный привод - дешевле

Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.

Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.

1 / 2

2 / 2

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1975 г

Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.

«Полноприводный Фиат»

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1976 г

А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.

И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70. И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", 1977г

За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.

Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады. Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

«Нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет - только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

На фото: Lada 4x4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981

На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.

Спецверсии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал». А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.

Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.

Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.

Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.

ВАЗ-2121 «Нива» - советский и российский внедорожник малого класса с передним расположением двигателя и постоянным полным приводом. Производится на заводе в Тольятти с 1977 года и по настоящее время. С 2006 года называется «Lada 4x4». Кузов у базовой модели в виде 3-х дверного «универсала». Существует удлиненная версия автомобиля под названием ВАЗ-2131 или «Lada 4x4 5D» с кузовом 5-ти дверный «универсал».

История модели

Идея создания автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности появилась в 1969 году. На тот момент уже существовали прототипы автомобилей Иж-14 и Москвич-415, но в серийное производство они на были запущены. В 1970 году Алексей Косыгин (председатель Совета министров СССР) поставил задачу перед автопроизводителями на создание комфортабельного внедорожника.

С 1971 года начались технические советы по выбору концепции нового автомобиля, а в 1972 году был изготовлен первый опытный образец. Автомобиль сразу делали максимально унифицированным с другими «Жигулями». Внешний дизайн был похож на обычную легковушку, а салон почти полностью идентичен . В 1972 году созданы несколько прототипов для ходовых испытаний под названием ВАЗ-Э2121, а в 1973 году началась подготовка к серийному производству.

Для масштабных дорожных испытаний в 1974 году выпустили 15 автомобилей, а в 1975 году еще 50. До начала массового производства их испытывали как на полигонах, так и на дорогах страны, включая автопробег до Урала и по Предуралью. Для сравнения внедорожных и комфортабельных характеристик автомобиль испытывался в сравнении с отечественным УАЗ-496 и британским Range Rover . В 1975 году был подписан приказ о начале производства.

В 1977 году мощность конвейера составляла 25 тыс. автомобилей в год, затем 70 тыс. в год, а к 1981 году мощность составляла 70 тыс. в год. Около 80% продукции в то время отправляли на экспорт. В СССР автомобиль не пользовался большим спросом из-за высокой цены, большого расхода топлива и малогабаритности салона. После снижения цены в 1985 году «Нива» постепенно стала завоевывать отечественный рынок. По состоянию на 2013 год было произведено около 2 миллионов автомобилей.

Характеристики автомобиля

Кузов «Нивы» 3-х или 5-ти дверный «универсал», с 4-х или 5-ти ступенчатой трансмиссией и постоянным полным приводом, работающим через расположенную посередине автомобиля двухступенчатую раздаточную коробку, а также возможностью блокировки межосевого дифференциала. Блокировки межколесного дифференциала нет. Дорожный просвет (клиренс) составляет 220 мм, что вместе с короткими свесами кузова делает автомобиль очень проходимым по бездорожью.

Сначала на автомобиль устанавливали рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с. и крутящий момент 116 Н·м. На следующую модификацию ВАЗ-21213 устанавливали карбюраторный двигатель объемом 1,7 литра мощностью 82 л.с. и крутящим моментом 126 Н·м.

В 1979 году «Ниве» был присвоен Государственный знак качества СССР. В 1978 году автомобиль был признан лучшим в своем классе на международной выставке в чешском городе Брно.

Основные модификации ВАЗ-2121

  • ВАЗ-2121 «Нива» - базовая модель с двигателем объемом 1,6 литра мощностью 80 л. с. В 1976 году была выпущена опытная партия этих автомобилей;
  • ВАЗ-21211 «Нива» - первая промышленная модификация советского внедорожника (1977-1987);
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная модификация с двигателем объемом 1,3 литра мощностью 69 л. с. Производилась с 1978 года;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - экспортная модификация с правым рулем;
  • ВАЗ-21213 - с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой, более мощным двигателем объемом 1,7 литра мощностью 82 л. с. с карбюратором «Солекс», бесконтактной системой зажигания и 5-ступенчатой МКПП. Также был обновлен салон и панель приборов;
  • ВАЗ-21214 (Lada 4x4) - модификация модели ВАЗ-21213 с двигателем объемом 1,7 литра мощностью 83 л. с. с центральным впрыском топлива.
  • Lada 4x4M - обновленный вариант Lada 4x4. Изменения происходили за период 2009-2011 годов. Обновили светотехнические приборы, обивка салона, трансмиссию и заднюю подвеску. Гидроусилитель руля на всех моделях. Часть комплектующих унифицирована с автомобилем Chevrolet Niva ;
  • ВАЗ-21215 - экспортная версия с дизельным мотором Peugeot XUD 9SD (1999-2007);
  • ВАЗ-21216 - экспортный вариант ВАЗ-21213 с правым рулем и карбюраторным двигателем;
  • ВАЗ-21217 - экспортный вариант модели ВАЗ-21213, с двигателем объемом 1,6 литра;
  • ВАЗ-21219 - переходная модификация с кузовом, салоном и подвеской от ВАЗ-2121, двигателем объемом 1,7 литра и трансмиссией от ВАЗ-21213 (1993-1994);
  • ВАЗ-2121Б - бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121 (1992-1993);
  • ВАЗ-2121Ф - экспортный коммерческий автомобиль на базе ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа «фургонет» (задняя часть салона в виде грузового отсека);
  • Lada 4x4 «Рысь» - мелкосерийная модель автомобиля Lada 4×4 для охотников;
  • Lada 4x4 Urban - от Lada 4x4 отличается бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, зеркала с электроприводом и стеклоподъемники с электроприводом. Выпускается с октября 2014;
  • Lada 4x4 Fora (ВАЗ-212180 «Фора») - мелкосерийная удлиненная на 30 см версия модели 21213 (1996-2011);
  • Lada 4x4 Force (ВАЗ-212182 «Форс») - бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218;
  • Lada 4x4 Landole (ВАЗ-212183 «Ландоле») - автомобиль с открытым кузовом;
  • ВАЗ-2129 «Кедр» - мелкосерийная удлиненная на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213 и стал основой пятидверной модели ВАЗ-2131;
  • ВАЗ-2129 «Утилитер» - коммерческая модификация «Кедра» без заднего сидения и зарешеченными задними боковыми окнами;
  • ВАЗ-2130 «Кедр 2» - мелкосерийная модификация ВАЗ-2129 с измененной планировкой салона (1993-1994);
  • ВАЗ-2131 (Lada 4x4 5D) - удлиненная на 50 см пятидверная модель на основе ВАЗ-21213 (21214). Выпускалась в Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (1995-2015), а затем производство перенесли на основной конвейер. На 2016 год произведено уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что делает его вторым по популярности в семействе классической «Нивы»;
  • ВАЗ-2131 СП (-05, -45) - санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131 с увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой крышей;
  • ВАЗ-2131-02 (-22, -42) - «гражданская» пятидверная версия санитарной модели ВАЗ-2131-05 с обычным пятиместным салоном.

С оветский и российский автопром, к великому сожалению, нельзя назвать законодателем в мире автомобильного стиля, технологий и моды. По большей части, наши заводы догоняли своих западных коллег, в лучшем случае – были с ними на одной ступени развития. Однако как минимум один громкий успех с последовавшим признанием и славой по всему миру СССР на свой счет может записать. Речь идет о тольяттинском внедорожнике ВАЗ-2121 «Нива». Появившись на конвейере ровно 40 лет назад, в апреле 1977 года, он стал родоначальником класса комфортабельных «гражданских» полноприводников.

И стория началась, когда ВАЗ еще не выпустил даже первые товарные «копейки». В кругах высшей власти СССР задумались о том, что стране нужен современный автомобиль для села: с комфортом легковушки и проходимостью армейского внедорожника. Летом 1970 года председатель Совета министров страны Алексей Косыгин дал поручение о разработке трем заводам: АЗЛК, Ижмашу и ВАЗу. Ни о какой рыночной конкуренции в Союзе речь, понятное дело, даже не шла. Победителем должен был оказаться один проект, которому резолюция высокой комиссии открывала дорогу на конвейер.

В ыиграли тольяттинцы со своей «Нивой». Злые языки предпочитали говорить об имевшемся в верхах «лобби» молодого завода. Однако разумнее объяснить выбор сугубо технической стороной дела. Вазовцы предложили принципиально новую, современную конструкцию, которая в то же время использовала узлы уже освоенных моделей «Жигулей». Машины АЗЛК и Ижмаша были архаичнее и являлись производными от аскетичных внедорожников, хотя задание подразумевало, что в качестве исходника нужно было взять легковушку. Кроме того, оба завода не имели достаточных ресурсов для освоения новинки: московский - из-за высокой загрузки, ижевский - из-за отсутствия интереса со стороны Министерства обороны, своего «начальства».

В прочем, на первых порах и «Нива» выглядела далеко не так, как ее знают во всем мире. В середине 1971 года в Тольятти построили два прототипа ВАЗ-Э2121. Они представляли собой простейший кузов в стиле классических армейских полноприводников с откидным ветровым стеклом и мягким верхом. Один из них был окрашен в зеленый цвет, за что и получил ласковое прозвище «крокодил». Любопытной была тестируемая схема трансмиссии. В ней можно было отключать передний или задний мост. То есть автомобиль мог быть передне-, задне- или полноприводным по выбору водителя. Забегая вперед, скажем, что в серию такая разработка не пошла из-за сложности.

И нтересно, что уже на начальном этапе работы над проектом его окружили плотной завесой секретности, хотя результатом должен был стать отнюдь не военный автомобиль. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили. Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат».

П етру Михайловичу Прусову стоило больших трудов убедить высоких чиновников в выборе именно закрытого несущего кузова. Многие, несмотря на формулировку задания, все еще настаивали на постройке облагороженного армейского вездехода, а не «полноприводных «Жигулей». Не менее важную роль в судьбе модели сыграл дизайнер Валерий Семушкин. Он нарисовал «Ниву», какой мы все ее знаем.

З накомые очертания машина приобретает в 1973 году, и до встречи с конвейером изменения носят больше косметический характер. В частности, круглые раздельные передние «надфарники» и указатели поворота в итоге объединили в единый блок; несколько итераций, постепенно увеличиваясь в размерах, претерпели бамперы; задние фонари круглые на первом этапе, позже заменили на детали от ВАЗ-2103, а в окончательном варианте – на ВАЗ-2106. Последнее объясняется просто: на стадии прототипов внедорожника «трешка» уже выпускалась (с 1972 года), а «шестерка» оказалась на конвейере только в 1976-м, то есть всего за год до освоения «Нивы».

С «шестеркой» ВАЗ-2121 роднят не только задние фонари. От седана полноприводник унаследовал иные элементы внешнего декора, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.

Е ще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это… аббревиатура! Дескать, название дали в честь его детей, Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева, Вадима и Андрея. Так это на самом деле, или же это просто красивая легенда, неизвестно.

С пециально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент легковой и внедорожной программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» - Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.

3 1 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» - первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации

Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА » и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА » еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке...

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива », практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива » же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива » и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов

Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.


Двигатель

Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива » получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…

Трансмиссия

Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.

Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.

Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.

ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.

Ходовая часть

Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.

Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.

Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.


Итог

Так что же представляет собой сегодня « Нива »? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива » подорожала практически в два раза. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда...

Средние цены на подержанные «Нивы» различных модификаций и годов выпуска, $

1990 г. 1994 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г.
2121/21213 1000 1400 2500 3300 4200 5000
21214 (впрыск) 2900 3600 4500 5000
21218 («Фора») 3600 4900 5400 6100
2131 (5 дверей) 3500 4500 5000 5700


«Наш компас земной».

На базе вазовского внедорожника было создано не только несколько пикапов (отличающихся длиной базы и числом посадочных мест), но и минивэн «Надежда». Появившийся в производственной программе ОПП ВАЗ-2120 в 1999 году, он воспринимается не просто как семиместная « Нива », а как автомобиль совершенно иного класса. Тем более что так оно и есть: «Надежда» – первый российский минивэн! При том, что шасси полностью позаимствовано у ВАЗ-2131, кузов и все внутреннее пространство автомобиля спроектированы заново. Доступ в пассажирский салон осуществляется через сдвижную дверь по правому борту. Сидения могут сдвигаться и складываться, что позволяет трансформировать интерьер по собственному желанию. Правда, в случае полной загрузки самый задний ряд лучше выделить детям: пятеро взрослых в пассажирском отсеке помещаются с трудом. Вездеходные способности «Надежды» также на высоте (особенно на фоне одноклассников). А какой другой гражданский минивэн может похвастаться дорожным просветом в 220 мм? Движение по пересеченке ограничивают разве что довольно длинные свесы и низко расположенные пластиковые бампера.

Но из-за ограниченного выпуска «Надежды» встречаются на вторичном рынке редко и стоят дорого (2–7 тысяч долларов). Впрочем, последнее оправдано иными потребительскими свойствами и богатым уровнем оснащения (люк и гидроусилитель руля присутствуют по умолчанию).


Вам по OFFy наш ROAD?

В последние годы в продаже время от времени всплывают «Нивы», украшенные наклейкой «Нам по OFFy ваш ROAD». О чем она говорит и стоит ли вообще обращать внимание на подобную надпись? Действительно ли данный автомобиль эксплуатировался преимущественно на бездорожье или же он просто серьезно подготовлен к покорению оного? И вообще, стоит ли воздерживаться от покупки данного экземпляра или же, напротив, считать ее редкостной удачей?

История девиза такова… Лет пять назад эту фразу придумали острословы из московского « Нива -клуба». И поместили ее на клубные майки. Вскоре такие же наклейки появились на машинах некоторых членов клуба. А затем, примерно через год, эти наклейки каким-то образом попали в свободную продажу.

А что в результате? Вы не поверите, но сегодня можно встретить даже моноприводный седан ВАЗ-2106, украшенный этой горделивой надписью. В целом же вывод такой... Данная надпись «на проходимость не влияет» и ни о чем толком не говорит. Что же до принадлежности к « Нива -клубу»… то, «настоящий нивовод» и на словах может поведать вам много интересного и поучительного...


Полностью исправна не бывает.
Юрий КУНИКОВ, ВАЗ 2131.

Это у меня вторая « Нива ». Первая была короткая. Поэтому «крокодил» брался совершенно осознанно. Родители стареют, им на заднее сиденье карабкаться стало неудобно. Опять же, в крокодиле можно больше барахла с собой таскать, и бак в полтора раза вместительнее. При той разнице в ценах, которая была в 2002 году – долларов 800, – короткую не было смысла брать. За три года машиной доволен. Точнее, доволен тем, как машина задумана, а как она сделана – это безобразие! Очень низкое качество, отказ на отказе. Например, одна за другой развалились обе ступицы, а в коробке разрушился блок шестерен задней передачи. Знакомство с новой машиной началось с того, что я не доехал до дома. У меня лопнул хомут и вытек тосол. Но, что удивительно, машина редко отказывает тогда, когда она действительно нужна. Но полностью исправна почти не бывает. Последние полгода я стабильно отдаю долларов триста в месяц на ремонт.

Эта « Нива » не такая динамичная, как короткая, зато на трассе очень устойчива. По проходимости я не замечал разницы. Мне кажется, иногда она даже выигрывает за счет того, что короткую машину ты обычно засаживаешь всю целиком, а тут у тебя есть лишних полметра длины, которые позволяют оставить корму на крепком грунте. Мне не доводилось встречаться с такими местами, где я цеплял бы, зато я увереннее себя чувствую на слабых грунтах. А на сухом проселке за счет длины можно держать более высокую скорость. Габариты мешают только на парковке, но это дело привычки. Особенно после того, как я поставил парковочные радары. Я вообще много чего переделал. Штатные кресла – это помойка. После поездки в них надо сразу к массажисту. Штатные зеркала маленькие и складывались от ветра, я их заменил нормальными, с подогревом. Иномарка обошлась бы дешевле.


« Нива » – это бюджетно.
Александр ПАПОРОТСКИЙ, ВАЗ-21218.

Я лазил на иномарках и знаю, как дорого их восстанавливать после того как оторвешь передний мост. А тут все просто – как отломал, так и починил. Да и комфорта в ней достаточно. Это у меня вторая « Нива ». Первая была 213-я. Потом в семье появился ребенок, и, чтобы поместиться всей семьей, я очень хотел именно «Фору». Целенаправленно ее искал, но понял, что покупать новую небюджетно. Взял подержанную, первую попавшуюся. И вот езжу на ней уже три года. Серьезных проблем не было. Все как у всех. Был два раза перебор коробки, была замена промежуточного вала. Все, кто видел и обслуживал мою машину, говорили, что собрана она лучше общего уровня, но исключительно плохое качество покраски. Когда я стал больше втягиваться во всякие лесные приключения, отдал «Ниву» в НКС, чтобы ее немного подняли и поставили колеса побольше. Чем я насладился и успокоился, не стал ее превращать полностью в «боевую» машину. Правда, после этого начали отрываться амортизаторы. Уже раз шесть их отламывал.

По сравнению с короткой машиной «Фора» комфортнее. Совершенно другие ощущения по вхождению в поворот, по устойчивост

4 Клапанов 8 Макс. скорость 132 Разгон до 100 км/ч 21 10,8-13,4 Диаметр цилиндра 79 мм Ход поршня 80 мм Степень сжатия 8,5 Система питания двухкамерный карбюратор Охлаждение жидкостное Клапанной механизм SOHC Материал блока цилиндров чугун Материал ГБЦ алюминий Тактность (число тактов) 4 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2 Рекомендованное топливо АИ-93 В России модификации с нижеперечисленными двигателями выпускались штучно. Каждой модификации произвели не более шестидесяти. Трансмиссия Характеристики Массово-габаритные Длина 3740 мм Ширина 1680 мм Высота 1640 мм Клиренс 220 мм Колёсная база 2200 мм Колея задняя 1400 мм
21214: 1420мм Колея передняя 1430 мм
21214: 1440мм Масса 1150 кг (2121)
1210 кг (21213/21214)
1285 кг (21214-30) Полная масса 1550 кг Динамические Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,536 На рынке Связанные Chevrolet Niva Похожие модели АМС Eagle, Dacia 10, Subaru Leone , Suzuki Vitara Сегмент J-сегмент Другое Грузоподъёмность 400 кг
265/585 л Объём бака 42 л Дизайнер

Семушкин Валерий Павлович конструкторы :

  • Владимир Сергеевич Соловьёв
Медиафайлы на Викискладе

Нива (также известна под названиями ВАЗ-2121 и LADA 4x4 ) - советский и российский автомобиль повышенной проходимости - вседорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом .

Серийно производится с 5 апреля 1977 года по настоящее время (до 2006 года - продавался под маркой ВАЗ-2121 «Ни́ва» , в настоящее время продается под маркой LADA 4x4 ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ВАЗ. Новый Автомобиль Нива ВАЗ-2121 1976г Док. фильм СССР

Субтитры

Концепция и история создания

В 1969-1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке вседорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки так называемого «типажа» Минавтопрома СССР на 1971-1980 годы, на тот момент времени делегированного ИМЗ (Ижмаш). Уже были созданы прототипы АЗЛК-415 и -416 и Иж-14 , однако эти автомобили не были готовы к серийному производству.

Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа , АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. В частности, по воспоминаниям участников встречи в ОГК (отдел главного конструктора) на ВАЗе, после показа ему металло-гипсового макета «автомобиля № 2» (люксовый вариант «Жигулей», впоследствии ВАЗ-2103) он сказал следующее:

В апреле 1971 года состоялся первый техсовет, на котором выбирали конструктивные особенности нового автомобиля. Сторонники классического подхода к проектированию предлагали вариант с рамным кузовом, зависимыми подвесками колес, барабанными тормозами спереди и сзади. Были и более радикальные предложения, включая поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Конструкторы начали разработку документации летом 1971 года, а уже в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец .

В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Михайлович Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова - Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва - Вадима и Андрея .

Конструкторы Волжского автозавода ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля - в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного», «Нива» выглядела как обычная легковая машина. В конструкции широко применялись элементы дизайна и детали ВАЗ-2106 , а салон оказался практически идентичным этой модели.

В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству.

В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия - ещё 50 машин .

Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover , а также УАЗ-469 . Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года . Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее - до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках. К 1981 году были планы увеличения производства до 100 000 единиц, но помешал второй нефтяной кризис. В начале 1980-х около 80 % выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт , кстати, «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии . При этом завышенная цена на внутреннем рынке СССР, составлявшая около 9000 рублей в 1977-1979 годах и 10 300 рублей в 1979-1984 годах, а также необычность автомобиля в целом: «непрактичность» из-за слишком маленького багажника и высокого расхода дорогого по тогдашним зарплатам бензина, да ещё и «непрестижность» из-за наличия только двух боковых дверей (частью тогдашних автолюбителей такой кузов ассоциировался с инвалидным «Запорожцем») при самой высокой среди моделей ВАЗ цене, привели к снижению спроса на «Ниву» к середине 1980-х годов. Однако после снижения цены в 1985 году примерно на 15 % «Нива» снова стала пользоваться популярностью [ ] .

Описание конструкции

ВАЗ-2121 (21213/21214) - легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трёхдверный - типа хэтчбэк, пятидверный - универсал . Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырёхступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 - пятиступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом . Геометрические параметры проходимости хорошие за счёт достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32°, съезда - 37°) и сравнительно короткой 2,2-метровой колёсной базы. На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106 , рядный карбюраторный четырёхцилиндровый, объёмом 1580 см³. Мощность 80 л. с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 81,9 л. с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 126,1 Н·м при 3000 об/мин.

Одна из особенностей «Нивы» - использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 использовался 1,6-литровый двигатель с цепным приводом ГРМ, коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.

В октябре 2016 года на LADA 4×4 в передние ступицы вазовцы внедрили подшипник, который не требует периодической регулировки.

У автомобиля модернизирован поворотный кулак, внедрено независимое крепление редуктора переднего моста и газонаполненные амортизаторы .

Мировое признание и экспорт

Большинство выпускавшихся в 1970-х годах автомобилей типа 4 × 4 оснащались жёстко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover, Mercedes-Benz G-class и Jeep Cherokee) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями. Поэтому внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских (мирового уровня) решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) ценой вызвал большую сенсацию, и, впоследствии, множество подражаний.

В 1978 ВАЗ-2121 был награждён золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно .
В 1979 году «Ниве» был присвоен Государственный знак качества СССР .
В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки.

«Нива» (с 2006 года - LADA 4x4) была и остаётся одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа . Две самые первые специальные версии «Нивы» были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объём двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулём.
Праворульная версия «Нивы» пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию .

С середины 1993 года на экспорт производилась малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. В 2003-2007 годах завод успешно адаптировал LADA 4×4 под нормы Euro 3 и 4. , а единственную машину с двигателем классического семейства привели к нормам Euro-5. Причём происходило это ещё в момент выпуска «2107», но допусков Евро-5 прародитель так и не получил. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавал на базе «Нивы» версии с кузовами кабриолет и пикап , а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.

За три с лишним десятилетия из 1,8 миллиона произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тысяч штук. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки , Африки , Среднего Востока , Восточной и Западной Европы , в том числе в Германию , Францию , Италию , Англию, Испанию , страны Бенилюкса и Грецию . В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну восходящего солнца, и по сей день существуют клубы любителей «Нивы». Встречаются «Нивы» в Австралии , Гренландии , Исландии и Канаде .

При этом в самом СССР «Нива» популярностью длительное время не пользовалась, так как при высокой цене (9000 рублей на момент запуска, 10 300 - после подорожания в 1979 году, впоследствии цену вновь снизили до исходной) в полной мере не обладала потребительскими качествами ни полноценного вседорожника, ни легкового автомобиля, и в условиях, когда новый автомобиль приобретался потребителем по сути раз в жизни, считалась недостаточно вместительной и универсальной для повседневной эксплуатации. Кроме того, из-за работы с перегрузкой многие узлы автомобиля, и в первую очередь - двигатель, имели сниженный относительно базовой модели ресурс, машина была дороже в содержании и сложнее в ремонте.

На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в из Усть-Каменогорска , Казахстан . Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции, Египте, Украине (завод ЛуАЗ) и в Эквадоре , где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.

Товарные знаки «Нива» и «Niva»

Согласно данным из Реестра товарных знаков Федеральной службы по интеллектуальной собственности, товарные знаки «Нива» и Niva были зарегистрированы в 1976 году «Волжским объединением по производству легковых автомобилей» .

В 2001 году зарегистрированы лицензионные договоры о предоставлении права на использование обоих товарных знаков. Обладателем исключительной лицензии на них стал СП «Джи Эм-АвтоВАЗ», однако правообладатель ТЗ остался прежним .

В 2010 году автомобильное ателье «Pininfarina S.p.A» собиралось выкупить лицензию на торговую марку «Нива» у СП «Джи Эм-АвтоВАЗ», но сделка не состоялась .

Автоспорт

«Нива» достигла успехов и в автоспорте, становясь призёром таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар , Париж-Тунис, «Ралли Фараонов», Париж-Пекин и других . Долгие годы официальный дилер ВАЗа во Франции Жан-Жак Пок для участия в марафоне «Дакар» выставлял команду на «Нивах» за свои собственные средства. Также для европейских владельцев ВАЗ-2121 существовали соревнования «Нивальп», которые можно сравнить с серией Camel Trophy .

Мировые рекорды «Нивы»

  • Мировой рекорд высоты: в 1998 году вседорожник «Нива» поднялся в базовый лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взял высоту в 5726 м над уровнем моря;
  • «Нива» покорила Северный полюс - в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 года ВАЗ-2131 «Ниву» сбросили c парашютом, а после приземления на лёд и освобождения от строп, была заведена и успешно преодолела заданный маршрут;
  • 12 лет прослужила «Нива» на российской полярной станции «Беллинсгаузен » в Антарктиде , где дорог не существует в принципе. Тольяттинский вседорожник эксплуатировался в диапазоне температур от −54 до +40 °C для перевозки грузов и буксировки судов. Общий пробег автомобиля составил 11800 км;
  • В 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Лада-Нива-Марш», созданный на агрегатах «Нивы», дважды покорил Северный полюс.

Безопасность

Кузов Нивы прочен: передняя левая стойка сместилась лишь на 60 мм. Увы, это единственный положительный момент. Водитель рискует головой: удар о задравшуюся на 165 мм вверх „баранку“ не силён (HIC 605), но опасен - контакт „верхней челюсти“ манекена с ободом был нестабильным. Травмы ног тоже более чем вероятны: педаль сцепления уехала на 300 мм назад и на 85 мм вверх, нагрузка на правое бедро превысила предел прочности берцовой кости, а травмобезопасность нижней части передней панели ниже всякой критики. Пассажиру грозит черепно-мозговая травма от удара о крышку бардачка (HIC 871) и перелом рёбер. Согласно методике EuroNCAP Нива вообще не набирает баллов за безопасность!

Данный результат вполне закономерен, поскольку автомобиль разрабатывался более тридцати лет назад и имеет общую с «классическим» (ВАЗ 2101 - ВАЗ 2107) семейством агрегатную базу. На практике это означает, что водитель автомобиля, попавшего в такую аварию на скорости 64 км/ч, обязательно будет травмирован.

Возможность улучшения без коренной переработки автомобиля, в том числе силовой схемы кузова, отсутствует.

Одной из проблем, выявленных краш-тестами, явилась проблема деформации лонжеронов. В прессе в 2002-2003 годах появлялись заметки о том, что на АВТОВАЗе производятся эксперименты по решению этой проблемы путём заполнения полостей лонжеронов вспененными материалами, с целью улучшения характера деформации кузова (для соответствия автомобиля ВАЗ-21213 требованиям Правила R 94 ЕЭК ООН, то есть, успешного прохождения фронтального краш-теста на скорости 56 км/ч). Однако результатов краш-тестов нигде не приводилось, и данных о том, стала ли рестайлинговая Lada 4×4 безопаснее, нет.

20 июня 2011 на испытательный полигон АвтоВАЗа отправилась машина с ABS. Результатом испытаний стал запуск в серию версии с ABS и BAS под индексом 21214-40-021. Данная версия выпускается с 1 октября 2011.

Модификации «Нивы»

  • ВАЗ-21211 «Ни́ва» - советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Серийно производился с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров 79 мм; ход поршня 66 мм). На двигателе установлены карбюратор 2105-1107010, два глушителя вместо трёх и распределитель зажигания 30.3706-01. В сцеплении устанавливается ведомый диск 2103. Коробка передач с другими передаточными числами [ ] .
  • ВАЗ-2121 Нива (экспортное название Lada 4x4 Niva) - базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972-1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Все машины этой серии имели цвет «Охра золотистая» и отличались расположением фароочистителей - на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производилась с апреля 1977 по конец 1993 г, существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная модификация с двигателем 21211 (адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах ;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Также поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Ямайку . Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали;
  • ВАЗ-2122 проект «Река» - армейский автомобиль-амфибия командира роты. Разработан на базе агрегатов ВАЗ-2121. В 1976-1985 гг. было изготовлено 27 опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии;
  • ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) - рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 82,8 л. с., 125 Н·м) с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, кроме того автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном и панелью приборов (салон и панель приборов стали во многом идентичны ВАЗ 2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
  • ВАЗ-21214 (Lada 4x4) - модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м) оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и, наконец, в 2011 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в Lada 4×4 3-дв.
  • LADA 4x4M - обновленный и доработанный вариант LADA 4x4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершилось в конце 2011. Изменены внутренние и наружные светотехнические приборы, обивка салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицирована с проектом Chevrolet Niva . Самое главное изменение - это переделка задней подвески, благодаря которой существенно повысилась устойчивость автомобиля на неровностях, в первую очередь так называемой «гребенке». На все модели устанавливается гидроусилитель руля (ГУР), на некоторые - антиблокировочная система тормозов (АБС). С 2013 года передние габаритные огни используются в качестве дневных ходовых огней, то есть загораются ярким светом при включении мотора, при включении габаритных огней яркость уменьшается.
  • ВАЗ-21215 - экспортная версия с дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999-2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
  • ВАЗ-21216 - экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
  • ВАЗ-21217 - экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л);
  • ВАЗ-21219 - переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993-1994 гг.
  • ВАЗ-2121Б - бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней АвтоВАЗовской фирмы ПСА Бронто . Выпускался ограниченной серией в 1992-1993 гг. Впервые опробованы вспененные полимеры для противоосколочного бронирования. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
  • ВАЗ-2121Ф - экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет . Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путём замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
  • LADA 4x4 «Рысь» - мелкосерийная охотничья модель автомобиля Lada 4×4. Представлена в 2009 году дочерней фирмой АвтоВАЗа ПАО Бронто . В кузове доработаны арки колёс для обеспечения увеличенных ходов и размеров колес, и установлены резиновые расширители арок. Установлены наружные зеркала увеличенной площади заднего обзора. Установлены дифференциалы самоблокирующиеся винтового типа в переднем и заднем мостах.
  • LADA 4x4 Urban - версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, тоннель пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускается с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто» . В конце 2015 года Lada 4х4 Urban вышел на рынок Германии . В 2015 году стартовало производство Lada 4×4 5D Urban (основана на ВАЗ-2131).
  • LADA 4x4 Bronto - специальная подготовленная предприятием ВИС-АВТО внедорожная версия автомобиля.

Удлинённые разновидности LADA 4x4

  • LADA 4x4 Fora (ВАЗ-212180 «Фора») - удлинённая на 30 см версия модели 21213. Мелкосерийно производилась с 1996 до 2011 года фирмой «ПСА Бронто » (вин-код «X7G»). Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трёхместным сиденьем типа 2108. В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату - гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решёткой радиатора. Из-за применения колёс увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC») «запаска» вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером;
  • LADA 4x4 Force (ВАЗ-212182 «Форс») - бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы бронирования дополнительно оснащён автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасным топливным баком; дополнительной аккумуляторной батареей, кондиционером, дистанционным приводом замка правой двери с места водителя. В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. Так как «Форс» на 430 кг тяжелее «Форы», применены пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и усиленные амортизаторы;
  • LADA 4x4 Landole (ВАЗ-212183 «Ландоле») - полноприводный автомобиль с открытым кузовом
  • ВАЗ-2129 «Утилитер» - коммерческая модификация «Кедра». Отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешечёнными изнутри задними боковыми окнами. Изготовлялась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и распространения не получила;
  • ВАЗ-2129 «Кедр» - удлинённая на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213. «Кедр» создан в начале 1990-х как носитель агрегатов для перспективного


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png