Рассмотрим подробнее не облагаемые НДС товары, услуги, операции. Также рассмотрим медицинские товары, которые не подлежат налогообложению.

Налог на добавленную стоимость: общая информация

НДС признается одним из самых непростых фискальных инструментов налогового законодательства. Он сложен как для учета, так и для исчисления налога для перечисления в бюджет. Но не все организации обязаны заниматься учетом данного налога. Существуют специальные режимы, которые полностью освобождают плательщиков от обязательств по учету и выплатам.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса наше правительство предоставляет особые преференции конкретным направлениям бизнеса. Список видов деятельности по каждому из специальных налоговых режимов утвержден налоговым законодательством на федеральном уровне, местные органы власти имеют полное право вносить свои коррективы в части определения видов деятельности, ставок и т.д. Но единственное что объединяет все специальные режимы это полное освобождение от уплаты НДС. Что дает конкурентное преимущество перед крупными компаниями, которые могут легко вытеснить малых конкурентов за счет экономии на масштабе.

Под систему налогообложения подпадают:

  • продажа товаров, работ, услуг;
  • ввоз товаров на территорию РФ.

Учет входящего налога на добавленную стоимость

Одним из способов уменьшить налог, уплачиваемый в бюджет, для организаций является зачет входящего налога. Для этого должны быть выполнены следующие требования:

  • продукция приобретена для использования в операциях, в дальнейшем облагаемых налогом;
  • приобретенная продукция принята к учету;
  • у организации есть все подтверждающие приобретение документы (счет-фактура, акт сверки, все необходимые первичные документы);
  • не истекли 3 года с момента принятия товаров на учет.

Стоит обратить внимание, что в некоторых случаях нельзя принимать к зачету входящий налог:

  • деятельность покупателя не облагается НДС;
  • товары приобретены для применения деятельности, освобожденной от уплаты налога, либо для импортнаправленных операций.

Существующие ставки НДС

В российском законодательстве приняты три ставки по данному налогу. Чтобы разобраться какую ставку необходимо применить организации нужно просто посмотреть в кодексе, может ли их направление бизнеса использовать пониженные ставки. Во всех остальных случаях применяются стандартная ставка.

Расчетные ставки, принятые в системе НДС

Законодательством предусмотрены случаи, при которых исчисление налога ведется не по обычным ставкам, а по расчетным . Исчисляются они как отношение обычной ставки налога к увеличенной налоговой базе, которая выглядит как сумма 100 % и обычной ставки. Схема выглядит примерно:

Расчетная ставка = Ставка налога / (100 + Ставка налога)

Случаи применения расчетных ставок налога:

  • Получение денежных средств при продаже продукции, а также получение аванса;
  • Передача имущественных прав;
  • Продажа автомобилей;
  • Продажа сельскохозяйственной продукции и т.д.

Бухгалтерские проводки для учета НДС

Рассмотрим подробнее бухгалтерские проводки для учета НДС.

Дебет Кредит Описание
19 60, 76 Учет налога при покупке товаров или услуг
68 19 Принятие налога к вычету
41 19 Налог включен в стоимость товара (в случае, когда операция не облагается НДС)
90 68 Начислен налог при реализации товаров и услуг
91 68 Начислен налог по прочим видам деятельности

Условия освобождения от уплаты НДС

Существует ряд условий, при выполнении одного из которых организация или предприниматель имеет право снять с себя обязательство по уплате налога на срок, не превышающий один год:

  • Подтвердить право на применение спецрежимов;
  • Подтвердить статус участника инновационного кластера «Сколково»;
  • Предоставить в соответствующую службу подтверждение о сумме выручки за три календарных месяца не превышающую 2 миллиона рублей;
  • Подтвердить деятельность, подпадающую под законодательство в части освобождения от уплаты налога.

Последствия освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость

При наличии преференций по уплате налога организации и индивидуальные предприниматели:

  • освобождаются от ответственности по всем расчетам и выплатам в части НДС;
  • не заполняют и не передают декларации в части данного налога в соответствующие местные органы власти по месту регистрации бизнеса;
  • нет необходимости вести книгу покупок;
  • выставляют расчетные документы покупателям без указания налога, но при этом делается запись «Без налога (НДС)»;
  • при приобретении различной продукции, необходимой для основной деятельности, включают налог в стоимость или списывать на расходы.

Не облагаемые НДС товары

Так исторически сложилось, что налоговая система обладает одной из самых главных функций – это фискальная функция. Государство пополняет свой бюджет посредством сбора налогов для реализации различных государственных социально значимых проектов. Но есть ряд направлений деятельности, которые изначально не подпадают под эту функцию. Во первых это те же социально значимые направления, реализуемые товары которых не могут по каким-либо причинам вступать в правовую рыночную конкуренцию не влияя при этом на некоторые слои населения. А во вторых это те отрасли бизнеса, которые, по мнению нашего государства, именно в данный момент требуют поддержки для развития и становления. Очень яркий пример это реализация программы по импортозамещению, поддержка производителей для вытеснения иностранных производителей с внутреннего рынка.

Льготный режим Полное освобождение Ставка 0% Ставка 10%
Группы товаров и услуг — Медицинская продукция;

— Образовательные услуги;

Государственные услуги;

— Продажа недвижимости;

— Услуги общественного транспорта;

Социальное обслуживание;

— Ритуальные услуги;

Банковские услуги и т.д.

— Космическая деятельность;

— Экспорт товаров и услуг (в том числе энергоносителей);

— Международные перевозки;

— Судостроительная деятельность.

— Продукты питания;

— Детские товары;

— Медицинская продукция;

— Образовательная и научная литература и т.д.

Примечание: Отличие ставки 0% для налога от полного освобождения от уплаты в том, что применение данной ставки не снимает ответственность за ведение учета и отчетности по данному налогу, а также организация вправе применять налоговый вычет по входящему НДС.

Операции, необлагаемые налогом на добавленную стоимость

Существует еще один нюанс, который необходимо учесть при учете налога на добавленную стоимость. Это то, что не все операции производимые организацией или индивидуальным предпринимателем облагаются налогом:

  • Передача имущества в целях инвестиционного вложения;
  • Изъятие и арест имущества;
  • Операции с российской и иностранной валютой;
  • Государственные услуги;
  • Передача имущества безвозмездно;
  • Операции по продаже земельных участков и т.д.

Примечание: В случае, когда организации одновременно применяет в своей деятельно два типа операций, которые облагаются налогом и не облагаются, возникает необходимости вести раздельный учет по каждому типу операций. Та же ситуация складывается и с учетом входящего налога на добавленную стоимость на приобретенную продукцию.

Типовые ошибки ведения НДС

Не соответствие сумм у покупателя и продавца

Достаточно распространенная ситуация, когда при проверке в налоговой инспекции выявляется некоторые расхождения по суммам между покупателем и продавцом. Это влечет за собой последствия в виде предоставление уточняющих документов и начисление пени, в случае занижения суммы уплаченного налога.

Ошибки в счетах-фактурах и первичных документах, подтверждающих право на уменьшение налога

Обнаружение ошибок в документах, подтверждающих право на уменьшение налога, могут привести к проблемам при проведении проверки налоговой инспекцией. Что в последствие может также привести к проблемам для организации.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Кто не имеет право получить освобождение от уплаты налога

В соответствии с законодательством не имеют право получить освобождение из тех, кто в принципе подпадают по определенным требованиям кодекса под данный законом, лишь те кто использует в своей деятельности подакцизные товары (алкогольную продукцию, табачные изделия и т.д.)

Вопрос №2. На какой срок можно получить освобождение от уплаты налога

Максимальный срок, на который можно получить в налоговых органах освобождения от уплаты налога составляет 12 месяцев.

Вопрос №3. Как можно получить разрешение от налоговой службы о снятии обязательств по уплате налога

Применение данного налогового послабления носит заявительный характер и о переходе на использования в своей деятельности освобождения надо заявить не позднее двадцатого числа месяца, в котором организация начал применять данный режим.

Вопрос № 4. Какие документы нужны для правового подтверждения использования права на освобождение

  1. Заявление по специальной форме, утвержденной Минфином, которую можно получить в отделение налоговой службы;
  2. Справка, сформированная на основе бухгалтерского баланса;
  3. Справка, сформированная на основе книги продаж.

Согласно ст. 145 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС . Таким правом могут воспользоваться как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн руб .
Стоит отметить, что данная норма является правом, а не обязанностью. Таким образом, даже если выручка организации составляет менее 2 млн руб., она может этим правом не пользоваться. Это связано, прежде всего, с деятельностью организации, поскольку не все предприятия соглашаются работать с организацией - неплательщиком НДС.
Существуют случаи, когда выполняется основное условие для освобождения от уплаты НДС, а воспользоваться им организация не имеет права. Иными словами, независимо от размера выручки не имеют права на освобождение лица, реализующие подакцизные товары, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. В данном случае речь идет об алкогольной продукции, пиве, табачной продукции, автомобилях легковых, автомобильном бензине и т.д., перечень которых установлен ст. 181 НК РФ.
Если организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является реализация подакцизных товаров, она может воспользоваться правом по иным видам деятельности. Для этого предприятиям необходимо организовать ведение раздельного учета.
Выручка предприятия от реализации товаров (работ, услуг), являющаяся основанием для освобождения от НДС, определяется за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС.
При определении размера выручки от реализации следует придерживаться следующих правил:
1. Для признания выручки от реализации товаров (работ, услуг) применяется метод "по отгрузке", который и должен быть прописан в учетной политике для целей налогового учета.
2. При определении выручки следует учитывать выручку от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ).
3. При определении выручки от реализации не будут приниматься во внимание следующие суммы:
- полученные по операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;
- перечисленные в ст. 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
- суммы частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
- от реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- от операций, перечисленных в пп. 2 - 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ;
- от операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ.
Если организация решила получить освобождение от НДС и имеет основания для этого, ей необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение . Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы, закреплен в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ. Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Так, если предприятие планирует получить освобождение с 1 января, то подать заявление ему необходимо до 20 января. Выручку необходимо рассчитать за три предшествующих месяца: октябрь, ноябрь, декабрь.
Перечень документов , подтверждающих право освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС, различен для организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, организации должны представить следующие документы:



Индивидуальные предприниматели для получения данного право должны представить:
- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);
- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);
- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).
Если организации осуществляли , документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не может применяться в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Следовательно, лица, освобожденные от исполнения обязанности по уплате НДС, не исчисляют данный налог по следующим операциям :
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездной передаче (выполнении, оказании);
- при передаче на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Освобождение от исполнения перечисленных обязанностей по уплате НДС предоставляется на 12 календарных месяцев. Помимо этого, необходимо иметь в виду, что применение ст. 145 НК РФ освобождает организации и предпринимателей только от исполнения обязанности по уплате НДС в качестве налогоплательщика. В качестве налоговых агентов данные субъекты должны исполнять свои обязанности в общем порядке.
В том случае, если организации или индивидуальные предприниматели применяют ст. 145 НК РФ, они освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. К обязанностям, связанным с исчислением и уплатой налога, относится не только обязанность по уплате налога, но и обязанность по его учету и сдаче налоговой декларации. Следовательно, указанные лица освобождаются от исполнения всего комплекса обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, в том числе и от обязанностей сдачи налоговой декларации по НДС.
Если освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами или незаконно предъявляют к оплате счета-фактуры с суммой НДС, то они должны сдать налоговую декларацию по НДС в общем порядке.
Так, согласно абз. 8 п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 07.11.2006 N 136н) организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст. 145 НК РФ, в случае:
1) выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют титульный лист и разд. 1 декларации;
2) осуществления ими операций, предусмотренных ст. 161 Кодекса, заполняют титульный лист и разд. 2 декларации.
Прекращение права на применение налогового освобождения может быть использовано добровольно или в обязательном порядке. Как упоминалось ранее, освобождение от уплаты НДС выдается организации на срок 12 месяцев. По истечении данного срока налогоплательщик теряет данное право, но ему предоставляется возможность продлить срок действия освобождения. Иными словами, данный порядок прекращения освобождения и будет являться добровольным, поскольку налогоплательщику дается возможность продления так называемой льготы, если это позволят соответствующие условия. При желании налогоплательщика он может вновь исчислять и уплачивать НДС. Но стоит также отметить, что если налогоплательщик получил право освобождения от налогообложения на установленный период (12 месяцев), то отказаться от него он может только по истечении этого срока. В срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем, налогоплательщик направляет в налоговые органы уведомление об отказе от использования данного права. Одновременно с уведомлением налогоплательщик отправляет в налоговые органы документы. Индивидуальный предприниматель представляет документы :

- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за весь срок освобождения);

Организации представляют следующие документы :
- выписку из книги продаж (за весь срок освобождения);
- выписку из бухгалтерского баланса;
- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за весь срок освобождения).
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), представляют документ, подтверждающий право на освобождение, им является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Как организации, так и индивидуальные предприниматели имеют возможность передавать документы в налоговый орган лично или по почте заказным письмом. В случае отправки документов по почте днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Если организацией или индивидуальным предпринимателем нарушены установленные ограничения по сумме выручки от реализации и по продаже подакцизных товаров (при отсутствии раздельного учета), осуществляется прекращение освобождения в обязательном порядке.
Согласно п. 5 ст. 145 НК РФ, в случае если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Пример
март - 800 тыс. руб.;
апрель - 700 тыс. руб.;
май - 900 тыс. руб.
Совокупная выручка составляет 2400 тыс. руб. (800 тыс. + 700 тыс. + 900 тыс.), что превышает установленный лимит. Превышение лимита имело место в мае. Следовательно, начиная с мая данная организация утрачивает право на освобождение. В связи с чем она должна начислить НДС по соответствующей ставке с суммы выручки 900 тыс. руб. за май и перечислить в бюджет. НДС за март и апрель не начисляется и в бюджет не уплачивается. Что касается последующих периодов (июнь, июль и т.д.), то суммы НДС предъявляются в общем порядке покупателям и уплачиваются в бюджет.

Пример . Организация получила освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика начиная с марта. Выручка от реализации товаров составила:
март - 900 тыс. руб.;
апрель - 1200 тыс. руб.;
май - 900 тыс. руб.
В этом случае превышение лимита имело место уже в апреле, поэтому организация начиная с 1 апреля начисляет НДС по соответствующей ставке и с выручки 1200 тыс. руб. и перечисляет сумму в бюджет. При этом в марте налог не исчисляется. В последующие периоды также суммы НДС предъявляются покупателям и уплачиваются в бюджет в общем порядке.

В случае если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три месяца не превысила установленного лимита, но в одном из них организация осуществила реализацию подакцизных товаров без организации раздельного учета. Поэтому начиная с того месяца, в котором произошло нарушение, организация утрачивает право на освобождение и начисляет налог по соответствующей ставке.
Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели теряют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС в том случае, если:
- в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров;
- до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщики не представят налоговую декларацию по НДС в качестве обычного плательщика.
В случае потери права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели признаются обычными налогоплательщиками вне зависимости от их желания.
При потере права использования освобождения от налогообложения НДС организация или индивидуальный предприниматель могут получить его на новый срок. При этом они должны не позднее 20-го числа месяца представить в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения права на освобождение);
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев.
Стоит отметить, что данным положением могут воспользоваться организации или индивидуальные предприниматели только в том случае, если прекращение было добровольным, то есть прекращение права на освобождение было связано с истечением срока действия, а не нарушением установленного требования.
Также уведомление и соответствующие документы представляются в налоговый орган непосредственно или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. Если организация или индивидуальный предприниматель не захочет продлять действие освобождения на новый срок, то должен применяться вышеназванный добровольный порядок прекращения права на освобождение.
На практике во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно применяются правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ, или, иными словами, устанавливаются "переходные положения". Так, при получении права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Таким образом, при переходе с обычного режима на режим освобождения от налогообложения необходимо восстановить ранее возмещенные суммы НДС. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Указанный НДС не включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а в соответствии со ст. 264 НК РФ учитывается в составе прочих расходов.
Следует также отметить, что нормы, предусматривающей непосредственную обязанность по уплате таких сумм НДС в бюджет, не установлено. В частности, п. 5 ст. 173 НК РФ в данном случае неприменим. Указанное положение является пробелом в законодательстве о налогах. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения законодательства о налогах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
При возврате к общему порядку исчисления НДС суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в общем порядке.

Страница 1 из 2

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:

  • которые не являются объектом обложения НДС;
  • которые льготируются (освобождены от налогообложения).

Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества в счет вклада в уставный капитал другой организации (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляйте с пометкой «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ)

Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

Главбух советует: организации выгодно отказаться от льготы по НДС в следующих случаях:

  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0 процентов);
  • при отказе покупателей заключать договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от льготы по НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входящего налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения, то организуйте раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация уведомить налоговую инспекцию о том, что она решила использовать льготу по НДС

Нет, не должна.

Условия применения льготы по НДС установлены главой 21 Налогового кодекса РФ. Среди них нет таких, которые обязывали бы организацию уведомлять налоговую инспекцию об ее использовании. Поэтому, чтобы начать применять льготу по НДС, никакого заявления (уведомления и т. п.) в налоговую инспекцию не подавайте. По той же причине не нужно и разрешение на использование льготы. Достаточно того, чтобы деятельность организации отвечала условиям, перечисленным в соответствующем пункте статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция узнает о том, что организация решила использовать льготу по НДС, из декларации по НДС.

Главбух советует: при проведении камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования льготы по НДС (п. 6 ст. 88 НК РФ). Поэтому соответствующие документы лучше подготовить заранее.

Льготы в образовании и здравоохранении

Ситуация: может ли столовая использовать льготу по НДС при реализации покупных продуктов питания в образовательной (медицинской) организации

Нет, не может.

Льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, распространяется:

  • на столовые образовательных или медицинских организаций, которые реализуют продукты питания в этих организациях;
  • на предприятия общепита, которые реализуют продукты питания образовательным (медицинским) организациям или работающим в них столовым.

При этом в обоих случаях от НДС освобождается реализация лишь тех продуктов питания, которые произведены (приготовлены, выработаны, переработаны) непосредственно этими столовыми или предприятиями общепита. Такое условие прямо прописано в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Следовательно, со стоимости покупных продуктов питания, реализуемых в образовательных (медицинских) организациях, НДС нужно начислять на общих основаниях.

Классификация предприятий общепита и требования к их оборудованию установлены ГОСТ Р 50762-2007, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 27 февраля 2007 г. № 475-ст. Поэтому право на льготу по НДС имеют только те организации общепита, которые соответствуют данному стандарту (письмо ФНС России от 19 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17283).

Ситуация: должна ли организация иметь лицензию на продажу медицинской техники, чтобы воспользоваться льготой по НДС при ее реализации. Медтехнику организация продает оптом

Нет, не должна.

В пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что, если организация осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, она может воспользоваться льготой лишь при наличии лицензии. Деятельность по продаже медтехники лицензированию не подлежит (ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Значит, в этом случае организация может воспользоваться льготой по НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при реализации сотрудникам платных медицинских услуг. Услуги оказываются в собственном медпункте, который имеет лицензию на оказание таких услуг

Да, может.

В подпункте 2 пункта 2 и пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что от уплаты НДС освобождаются медицинские услуги, которые оказывают медицинские организации или учреждения. Перечень медицинских услуг, реализация которых освобождается от уплаты НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. Оказывать эти услуги можно только при наличии действующей лицензии, выданной в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323. Кроме того, право организации на оказание медицинских услуг должно быть подтверждено соответствующим кодом ОКВЭД, зарегистрированным в ЕГРЮЛ.

Если эти условия выполняются, организация может использовать льготу по НДС при реализации платных медицинских услуг, оказываемых ее медпунктом.

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации очков

Нет, не нужно.

В перечень линз и оправ для очков, реализация которых не облагается НДС, очки не входят (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 240). Однако они есть в перечне льготируемой медтехники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним очки относятся к группе «Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки», имеющей код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4200. Поэтому при их реализации НДС организация платить не должна (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации комплектующих (запчастей) к техническим средствам, используемым исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов

Да, нужно.

От НДС освобождается реализация на территории России технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Перечень таких технических средств утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998.

Под техническими средствами профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов подразумеваются любые изделия, инструменты, оборудование, устройства, приборы, приспособления или технические системы, обладающие специальными реабилитационными свойствами, которые позволяют предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности инвалида. Такое определение содержится в пункте 3.5 ГОСТ Р 51079-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 мая 2006 г. № 92-ст.

Комплектующие (запчасти) к техническим средствам для инвалидов в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998, не упомянуты. Более того, сами по себе они не обладают реабилитирующими свойствами, указанными в ГОСТ Р 51079-2006. Поэтому оснований для применения льготы по НДС при реализации таких комплектующих (запчастей) нет.

Исключение составляют комплектующие (запчасти), которые в соответствии со спецификацией к договору реализуются вместе (в комплекте) с техническими средствами реабилитации инвалидов и включаются в общую стоимость поставки. В подобных случаях их следует рассматривать не как самостоятельные объекты реализации (товары), а как составные части того или иного устройства (приспособления, прибора и т. п.). При таком условии НДС со стоимости комплектующих (запчастей) отдельно начислять не нужно.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте медтехники

Ответ на этот вопрос зависит от того, в какие страны экспортируется медтехника.

Медтехника относится к товарам, реализация которых на территории России освобождена от обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19, и перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Освобождение от налогообложения означает, что при реализации таких товаров налоговая база не формируется и никакие налоговые ставки не применяются. А значит, по общему правилу начислять НДС (в т. ч и по ставке 0%) при экспорте медтехники российская организация-экспортер не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 февраля 2005 г. № 03-04-08/18.

Исключение из этого правила составляют операции по реализации медтехники в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза порядок начисления НДС регулируется не Налоговым кодексом РФ, а протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого протокола экспорт товаров в рамках Таможенного союза облагается НДС по ставке 0 процентов. Никаких исключений в отношении товаров, реализация которых на внутреннем рынке страны-экспортера освобождена от НДС, протокол не содержит. Таким образом, при экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов. При этом право на применение нулевой налоговой ставки должно быть документально подтверждено (п. 2 и 3 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов

Нет, не нужно.

Зубные протезы, а также сырье (материалы, полуфабрикаты) для их изготовления входят в состав технических средств, которые используются для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и реализация которых не подлежит обложению НДС (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Значит, при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации тонометров

Нет, не нужно.

Перечень важнейшей и жизненно необходимой медтехники, реализация которой не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним к льготируемой технике относятся измерительные приборы для функциональной диагностики, которые входят в одноименную группу, имеющую код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4100. Тонометры включены в эту группу под кодом 94 4130. Поэтому при их реализации НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации стоматологических услуг

Нет, не нужно.

Перечень оказываемых населению медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, реализация которых не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. В соответствии с ним от налогообложения освобождаются:

  • услуги медицинских учреждений по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в т. ч. доврачебной), стационарной медицинской помощи;
  • услуги, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, в санаторно-курортных учреждениях.

Как следует из Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, к таким услугам отнесены и услуги по стоматологии, в том числе:

  • детской;
  • профилактической;
  • ортопедической;
  • терапевтической;
  • хирургической;
  • стоматологии общей практики;
  • гигиены в стоматологии.

Таким образом, если организация оказывает стоматологические услуги и у нее есть соответствующая лицензия, НДС на их стоимость не начисляйте (подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2006 г. № 03-04-05/04, МНС России от 8 февраля 2002 г. № 03-1-09/18/291-Д504. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 31 января 2011 г. № Ф03-9484/2010, ФАС Центрального округа от 14 июля 2009 г. № А54-4112/2008С21).

Ситуация: может ли медицинская организация использовать льготу по НДС при проведении медосмотров сторонних сотрудников. Медосмотр сотрудников оплатил их работодатель

Да, может.

По общему правилу операции по реализации на территории России медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, не облагаются НДС (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Исключение – косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги. При этом в целях главы 21 Налогового кодекса РФ к медицинским в том числе относятся услуги по диагностике, профилактике и лечению населения по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. При этом Налоговый кодекс РФ не ставит освобождение от НДС медицинских услуг в зависимость от того, кто их оплачивает. Главное, чтобы у организации была лицензия на этот вид деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: может ли организация применять льготу по НДС, предусмотренную для физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятий, в отношении услуг бассейна, солярия, спортзала и СПА-кабинета

Ответ на этот вопрос зависит от конкретного вида оказываемых услуг.

Подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по организации и проведению:

  • физкультурных мероприятий;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивных мероприятий.

При этом право на применение данной льготы не зависит от типа и организационно-правовой формы организации, которая проводит такие мероприятия (письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/22).

Налоговый кодекс РФ не раскрывает состав перечисленных мероприятий. По мнению финансового ведомства, при решении вопроса о применении льготы по НДС следует руководствоваться положениями ОКУН. Если услуги, которые оказывает организация, поименованы в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта», то при их реализации НДС начислять не нужно. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/24 и от 31 января 2012 г. № 03-07-07/12.

В рассматриваемой ситуации от НДС могут быть освобождены услуги спортзала (код 072106) и бассейна (код 072107), поскольку они прямо поименованы в ОКУН.

Услуги соляриев и СПА-кабинетов в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта» не упомянуты. Поэтому при реализации этих услуг НДС нужно начислять на общих основаниях.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при предоставлении студентам и аспирантам койко-мест в общежитии. Услуги оказываются на платной основе

Нет, не может.

В подпункте 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что организация освобождается от НДС, если предоставляет в пользование жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности.

По мнению контролирующих ведомств, этой льготой можно воспользоваться при выполнении следующих условий:

  • услуги по предоставлению жилья оказываются на основании договора найма (ст. 671 ГК РФ);
  • внаем передается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (ст. 673 ГК РФ).

При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

При предоставлении койко-мест в общежитиях (части комнаты) эти условия не выполняются. Следовательно, со стоимости оказанных услуг организация должна платить НДС. Такой вывод подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-07-07/88, от 18 июня 2010 г. № 03-07-07/37, от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 января 2006 г. № ММ-6-03/62)) и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2005 г. № А26-4283/2005-210).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие использовать льготу по НДС при предоставлении за плату койко-мест в общежитиях студентам и аспирантам. Они заключаются в следующем.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от обложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Налоговый кодекс РФ не определяет понятия «жилое помещение» и «жилищный фонд». Поэтому для обоснования права на льготу можно использовать определения, приведенные в Жилищном кодексе РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). В нем сказано, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подп. 2 п. 3 ст. 19, подп. 2 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ). Жилые помещения в общежитиях предоставляются студентам и аспирантам для временного проживания на период учебы (ст. 94 Жилищного кодекса РФ). При этом с ними заключаются договоры найма (п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, если при предоставлении койко-мест в общежитиях эти правила соблюдаются, организации, которые оказывают такие услуги, могут не платить НДС с их стоимости. Рассматривая споры по этой проблеме, большинство арбитражных судов признают правомерность применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (см., например, определения ВАС РФ от 30 сентября 2008 г. № 12638/08, от 25 сентября 2008 г. № 11434/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2009 г. № А42-3628/2008, от 1 августа 2008 г. № А05-151/2008, от 8 августа 2008 г. № А56-24976/2007, от 14 апреля 2008 г. № А13-2322/2007, от 11 июля 2008 г. № А05-6929/2007, Поволжского округа от 25 марта 2010 г. № А12-3432/2009, Уральского округа от 12 мая 2008 г. № Ф09-3292/08-С2, от 29 апреля 2008 г. № Ф09-2913/08-С2, от 14 ноября 2007 г. № Ф09-9360/07-С2, Западно-Сибирского округа от 21 января 2008 г. № Ф04-316/2008(807-А27-34), от 17 декабря 2007 г. № Ф04-137/2007(158-А45-25), Волго-Вятского округа от 10 декабря 2007 г. № А29-8106/2006а, от 6 ноября 2007 г. № А29-439/2007, Дальневосточного округа от 29 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2960, Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-7367/07-2744А, Центрального округа от 5 сентября 2008 г. № А54-4517/2007С8).

145 статья НК РФ освобождает от уплаты НДС на законных основаниях в случае, если компания попадает под условия, определенные этой статьей. Ст. 145 содержит перечень тех условий, выполнение которых дает право отказаться от расчета и уплаты НДС с продаж. При этом теряется право направлять налог, заявленный поставщиками, к возмещению.

Условия освобождения от уплаты НДС

Для проверки возможности освобождения от налогообложения налогоплательщику нужно посчитать общую выручку за 3 месяца, вычесть из полученной величины НДС за этот период, и сравнить результат разности с предельной суммой выручки, прописанной в п.1 ст.145. Данный пункт определяет предельный показатель выручки в 2 млн.руб.

Если выручка без налога составляет 2 млн. и менее, то появляется право освободиться от НДС на период двенадцать месяцев по ст.145 (далее этот срок может быть продлен). При этом нужно учесть следующие моменты:

  • Для определения фактической выручки берутся последовательные месяцы;
  • В выручке не учитываются полученные предоплаты и результат операций, проводимых вне российской территории, и не облагаемых НДС;
  • При наличии в этом временном промежутке операций по продаже товаров, попадающих под начисление акциза, право утрачивается;
  • Условия 145 ст. не относятся к операциям по ввозу ТМЦ в РФ.

Следует четко понимать, что положения 145 статьи не обязывают налогоплательщиков освобождаться от налогообложения. Компания вправе отказаться от данного действия, продолжив платить НДС с операций, попадающих под эту обязанность.

Нюансы восстановления НДС

Появляется сложность с восстановлением НДС, принятым к возмещению до того момента, когда организация начинает пользоваться правом освобождения.

Восстанавливается налог по купленным ценностям товарно-материального характера, услугам, а также по объектам основных фондов, период начисления амортизации у которых еще не закончился. Имеются в виду те НМА и ОС, которые приобретались до начала пользования освобождением, и которые планировалось использовать в налогооблагаемых операциях.

Необходимость восстановления обуславливается тем, что данные товары, услуги, объекты основных фондов будут применимы в деятельности, с которой не будет начислен НДС к уплате (по 145 статье), а значит и возмещаемый НДС по ним нужно восстановить.

В каком периоде восстанавливать налог:

  • Если начисление НДС прекращено с 1 месяца квартала — в квартале, предшествующем текущему;
  • Если начисление НДС прекращено со 2 или 3 месяца квартала — в текущем квартале.

Пример восстановления НДС

В апреле компания приобрела ТМЦ на сумму 236 000 руб. (36 000 – НДС направлен к возмещению). С начала мая компания отказывается от НДС по 145 статье, 10 мая поданы документы в ФНС. Товары, приобретенные в апреле, не проданы. Как восстановить НДС по этим ценностям?

Налог по нереализованным ценностям подлежит восстановлению во втором квартале, так как уведомление об освобождении направлено в налоговую во втором месяце квартала. Так как весь товар еще не реализован и хранится на складе, то восстановлению подлежит вся сумма «входного» налога.

В мае выполняются проводки:

  • Д19 – К68 – восстановлен налог к уплате;
  • Д91.02 – К19 – восстановленный налог отнесен к прочим расходам.

По окончании второго квартала восстановленный к уплате налог заносится в декларацию по НДС.

«За» и «против» пользования правом на освобождение

Решение о том, будет предприятие пользоваться правом по ст.145 или нет, принимается каждым конкретным налогоплательщиком самостоятельно, при этом следует проанализировать все преимущества и недостатки такого права.

Если ИП или организация освобождаются от налоговой обязанности, то НДС в счетах-фактурах продавцов требуется включать в стоимость полученных ТМЦ. Это не всегда удобно. Возможно, компании удобнее по-прежнему направлять НДС к возмещению.

Прежде чем информировать налоговую о желании воспользоваться правом, дарованным 145 статьей, нужно четко понимать возможные последствия этого решения.

Плюсы Минусы
Теряется обязанность на протяжении года начислять НДС при продажах и направлять его в бюджет Отказаться от освобождения в течение одного года по своему желанию компания не может
Пропадает обязанность ежеквартально заполнять налоговую отчетность по НДС в виде декларации Сохраняется обязанность по формированию счетов-фактур клиентам с пометкой «без НДС»
Пропадает актуальность применения книги покупок Сохраняется необходимость заполнения книги продаж с использованием сформированных счетов-фактур
Требуется восстановить НДС по операциям, произведенным до начала освобождения
Появляется необходимость восстановления НДС по НМА и ОС с положительной остаточной стоимостью, оприходованных до начала освобождения (если эти объекты используются в налогооблагаемых операциях) с последующей уплатой в бюджет
Утрачивается право направлять к вычету НДС из счетов-фактур поставщиков

Как получить освобождение?

Третий пункт 145 ст. НК РФ определяет уведомительный характер информирования ФНС о принятом решении освободиться от НДС. Право на освобождение появляется у компании с месяца, в котором направляется уведомление в налоговую (крайний срок — до 20-го числа этого месяца).

Перечень необходимых документов:

  1. Уведомление;
  2. Выписка из баланса юридического лица;
  3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП;
  4. Выписка из книги продаж.

Первый документ предназначен для сообщения налоговой о праве не платить НДС, а последние три служат подтверждением законности применения этого права, подтверждая сумму выручки.

Если бланк уведомления имеет регламентированную форму, утвержденную Минфином РФ (№58-ФЗ от 29.06.04), то формы выписок оформляются на усмотрение заявителя. Главное требование – наличие суммы выручки.

Перечисленная документация передается в отделение ФНС, расположенное по месту постановки на учет налогоплательщика. Допускается как личная передача документов, так и посредством почтовой связи. Во втором случае в заказное письмо вкладывается опись отправляемых документов. От почты нужно получить уведомление, что письмо адресату вручено. Дата представления уведомления считается шестой день со дня отправки письма.

Продление права на освобождение от уплаты НДС

Передав требуемую документацию уведомительного характера в налоговую, субъект может прекратить начисление налога, при этом не нужно дожидаться согласия от ФНС. Сам факт того, что документы направлены своевременно, является подтверждением права на освобождение от НДС.

На протяжении двенадцати месяцев компания не учитывает НДС в своем учете (не уплачивает его и не возмещает). По окончании этого периода нужно заново известить ФНС о желании продолжить осуществлять операции без учета налога.

Перечень документов, которые передаются в налоговую, идентичен списку для первичного информирования – типовое уведомление и выписки из документов, показывающих выручку. Налоговой нужно подтвердить документально, что выручка на протяжении каждых трех последовательных месяцев на протяжении года не превышала двух млн. руб.

Крайний срок для подачи документации – двадцатое число месяца, идущего за прошедшим годом.

Прекращение освобождения от уплаты НДС

Если компания сообщила ФНС в письменной форме о своем намерении не применять НДС, то отказаться в ближайшие 12 месяцев от этого права не получится. Исключением служит ситуация, когда нарушаются условия предоставления освобождения (выручка превысит граничную сумму, или будут продаваться товары с акцизом).

Если фирма перестает соответствовать необходимым требованиям, то уведомлять об этом ФНС не нужно, обязанность рассчитывать НДС появляется автоматически с месяца, в котором допущено нарушение, и до момента окончания срока в 12 месяцев освобождения.

Отказаться от налогового освобождения по собственной инициативе можно только через 12 месяцев, по окончании которых направляется либо уведомление о желании продолжить пользоваться правом, либо отказ от его применения. Форма отказа носит свободный характер, и законодательством не регламентирована.

На протяжении всего временного промежутка освобождения от налогообложения нужно контролировать размер текущей выручки. Если налогоплательщик пропустит момент, когда ее величина за три месяца перейдет через отметку в 2 млн.руб., и по-прежнему не будет начислять НДС, то в будущем придется восстанавливать все операции по начислению НДС к уплате, плюс к этому начисляется штраф.

Освобождение от уплаты НДС отдельных операций

Налоговый кодекс предусматривает также перечень операций, с которых не нужно считать НДС, то есть освобожденных от уплаты налога. Закрытый список этих операций находится в 149 статье НК РФ. Сообщать в налоговую о праве не облагать налогом некоторые операции не нужно, достаточно того, что эти операции совершаются и включаются в перечень статьи 149.

Существует заметная разница между содержанием статей 145 и 149. 145 статья освобождает от НДС всю деятельность компании на срок до 1 года, а 149 статья позволяет не начислять НДС по отдельным операциям. Понятия совершенно разные, и их не следует путать.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png