Одним из приоритетных направлений в проектировании и производстве грузовиков на Горьковском автозаводе в течение семи десятилетий был выпуск среднетоннажников. За это время сменилось четыре поколения грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 6-ти тонн. Рекордсменом по количеству таких машин стал ГАЗ 53. Четыре миллиона единиц в сотнях видах исполнения не только позволили ГАЗ 53 занять первую строчку рейтинга популярности, но и стать базой для развития следующих поколений. Серийно с конца 1989 года стал выпускаться бензиновый ГАЗ 3307, а с 1994 года практически идентичный по конструкции турбодизельный вариант ГАЗ 3309. Внешне машины выглядят одинаково. Главным отличием ГАЗ 3309 от предыдущей версии является расположенной по левую сторону кабины шноркель-воздухозаборник. Устройство помогло обеспечить дизельные моторы чистым, очищенным от пыли, песка, и даже дождевых капель, существенно подняв их межремонтный ресурс. Попытки установить дизельные моторы на ГАЗовские среднетоннажники предпринимались давно. В качестве экспериментально-промышленной партии были выпущены автомобили с японскими силовыми установками «HINO», однако в силу технических и организационных проблем сотрудничество с японской корпорацией было свернуто. Была сделана ставка на отечественные дизельные моторы, в конце концов оправдавшая себя. Чтобы удержать позиции на отечественном рынке среднетоннажных грузовиков, требовалось не допустить существенного повышения цены модели. Установка моторов зарубежной сборки проект существенно удорожала. В результате работы появилась модель 3309 с целой линейкой силовых агрегатов, работающих на дизельном топливе.

Навигация по статье

Назначение

С изменением потребительских характеристик в лучшую сторону, смена на конвейере устаревших моделей стала основным предназначением машины ГАЗ 3309. При этом эксплуатационные функции остались прежними. Установка на шасси различного оборудования позволяет использовать машину на городских, межгородских и межрегиональных маршрутах для перевозки грузов и в качестве спецмашин. Линейка автомобилей ГАЗ 3309 широко представлена машинами коммунального назначения в качестве мусоровозов, спецмашин для уборки дорог в зимнее и летнее время, поливочных автоцистерн. В комплектации с изотермическими фургонами ГАЗ 3309 часто используется при перевозе товаров продовольственной группы, мебели, строительных материалов, в службах доставки воды и т.д. Самосвалы на базе ГАЗ 3309 применяются для доставки сыпучих грузов при прокладке автомагистралей, строительстве мостов и зданий, доставки урожая на перерабатывающие предприятия. Машины с удлинённой колесной базой оборудуются спецприспособлениями под перевозку нестандартных и специальных грузов (стекло, пластиковые и деревянные окна, листы и заготовки для производства мебели и т.д.). Также оборудуются эвакуаторы для легковых автомобилей, мини краны, и гидравлические манипуляторы.

Модификации

Серийное производство ГАЗ 3309 несколько раз приостанавливалось. В 1997 году это было связано с падением спроса, в последующем задержки были связаны с переоборудованием под новые моторы. Однако модель выдержала испытание временем. Было выпущено около двух десятков различных модификаций и комплектаций, и производство продолжается по сей день. К основным модификациям можно отнести:

  • ГАЗ-33090 – базовая версия с бортовой платформой и шасси;
  • ГАЗ-33092 – версия с увеличенной кабиной, рассчитанной на размещение пожарного расчета из семи человек;
  • ГАЗ-33094 – удлинённая база под монтаж капотных автобусов КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 – бортовая машина с улучшенными потребительскими свойствами выпускаемая под заказ. Комплектуется силовыми агрегатами Cummins;
  • САЗ-35071 – самосвал с трехсторонней разгрузкой;
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» – автомобиль для дальних перевозок с кабиной оборудованной спальным местом, спойлером, и открывающимся вперед капотом. В настоящее время является самой современной и востребованной моделью.


Технические характеристики

ГАЗ 3309 – среднетоннажный автомобиль с колесной формулой 4Х2. Расположение двигателя – переднее, капотное. Кабина двухместная, цельнометаллическая, с панорамным лобовым стеклом. Все модификации имеют рамную конструкцию с рессорной задней и передней подвеской. Передняя подвеска для снижения демпферных колебаний оборудована двумя гидроамортизаторами. В трансмиссии устанавливается механическая, пятиступенчатая коробка передач. Однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом оснащено демпфером крутильных колебаний ведомого диска. Главная передача гипоидная, конического типа с передаточным числом 4,556. Карданная передача состоит из двух валов открытого типа и промежуточной опоры. Рулевое управление оснащено гидроусилителем с раздельным расположением распределителя и силового цилиндра. Двухконтурная рабочая система имеет гидравлический привод. Торможение всех колес осуществляется за счет барабанных механизмов. Стояночный тормоз блокирует тормозные механизмы задних колес посредством тросового привода.

Основные параметры ГАЗ 3309 в базовом исполнении с бортовой платформой

  • Грузоподъемность – 4500 кг;
  • Снаряженная масса – без тента 3530 кг, с тентом 3680 кг;
  • Полная масса – 8180 кг;
  • Линейные размеры – длина 6436 мм, ширина по зеркалам 2700 мм, высота по кабине 2350 мм, высота по тенту 2905 мм;
  • Клиренс – 265 мм;
  • Высота погрузочной платформы – 1365 мм;
  • Радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса – 8000 мм;
  • Максимальный угол подъема – 14 град;
  • Размер колес – 6,0Б-20(2,25R20);
  • Емкость топливного бака – 105 литров;
  • Средний расход топлива – 14,5-19,5 литров/100 км;
  • Максимальная скорость движения – 95 км/ч.

В базовом исполнении автомобиль имеет отопитель салона, оптику с галогеновыми источниками света и задний противотуманный фонарь. На машинах последних годов выпуска устанавливается система ABS.


Особенности и эксплуатация

ГАЗ 3309 по сравнению с предыдущими моделями значительно более комфортен в эксплуатации и обслуживании. Кресла пассажира и водителя имеют удобные высокие спинки с имитацией боковой поддержки. Кресло водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлении. Для обеспечения безопасности установлены трехточечные ремни безопасности. Наличие в системе запуска двигателя свечей подогрева облегчает пуск двигателя в холодную погоду. Наконец-то ГАЗовский среднетоннажник получил гидроусилитель руля, существенно снижающий усталость водителя, особенно в условиях интенсивного городского транспортного потока. Неслучайно, что именно на базе ГАЗ 3309 создана современная, отличающаяся свободными формами и наличием пластиковых обводов модель, получившая название «Добрыня». В чем-то машина напоминает американский тип капотных дальнобойных грузовиков, только гораздо более компактных размеров. Если ранее выпускаемые среднетоннажные ГАЗы были далеки от идеалов в плане экстерьера, «Добрыня» выглядит на их фоне превосходно. Если ГАЗ 53 можно назвать невзрачной «рабочей лошадкой», то ГАЗ 3309 «Добрыня» – «породистый рысак». Высокие колесные арки, оригинальная решетка радиатора, противотуманные фары в нишах бампера и необычное обрамление фар и поворотников придают машине новый и узнаваемый вид. Не забыли конструкторы и о практичности. Неметаллические детали кабины в основном изготавливаются из стеклопластика. За счет его применения снижен общий вес машины, а неподверженные коррозии элементы служат долгие годы, не теряя свой внешний вид. Крышка капота двигателя открывается вперед, что облегчает доступ к системам двигателя и исключает ее открытие при наезде на кочку или от набегающего потока воздуха. Для удобства посадки в автомобиль установлены широкие подножки, а кресло водителя оснащено рычажной подвеской. Совершенно новым решением для ГАЗовских машин подобного у класса стала установка спального места. Впервые «Добрыня» был представлен на выставке «Коммерческий автотранспорт» еще в 2006 году и за все время производства и эксплуатации заслужил лестные отзывы как у специалистов по использованию машины, так и ее продаже. В немалой степени это случилось благодаря надежным дизельным силовым агрегатам, отвечающим самым современным техническим параметрам и экологическим нормам.


Видео

Двигатель

Современная линейка двигателей на ГАЗ 3309 представлена двумя моторами. Оба соответствуют нормам Евро-4.

  1. ММЗ Д-245.7 – четырехцилиндровый рядный дизельный силовой агрегат Минского моторного завода с турбонаддувом мощностью 125 л.с. Рабочий объем – 4,75 л. Максимальный крутящий момент, развиваемый при 1100-21100 оборотах коленчатого вала равен 417 Нм. Обеспечивает средний расход топлива при движении автомобиля с постоянной скоростью 60 км/ч около 14,5 литров;
  2. ЯМЗ-53442 – мотор Ярославского моторного завода, с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом. Имеет четыре расположенных в ряд цилиндра. Рабочий объем камер сгорания – 4,43 литра. Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин – 134,5 л.с. Верхний предел крутящего момента 417 Нм. Средний расход топлива на скорости 60 км/ч – 15,5 литров.

Начиная с 2012 года выпускаются модификации ГАЗ 3309 с двигателями Cummins объемом 3,8 литра, однако сборка таких моделей делается только под заказ.


Цена

Новый бортовой грузовик ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245.7 мощностью 117 л.с. стоит в пределах от 1 млн. 300 тыс. руб. до 1 млн.350 тыс. руб. Десятилетний ГАЗ 3309 с самосвальной платформой можно купит за сумму от 350 тыс. руб. до 380 тыс. руб.

Двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Производился автозаводом ГАЗ с 1994 г. Существуют модификации грузовой платформы с тентом (грузоподъемность — 4,5 т) и грузовой платформы без тента (грузоподъемность — 4,35 т). Первые модели были оснащены 4-цилиндровыми дизелями ГАЗ-5441 с турбонаддувом (4150 см 3 , 116 л.с.) В дальнейшем оснащали также 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом в 150 л.с.

Двигатель

Модель — 5441
Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением), с турбонаддувом
Число цилиндров — 4
Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120
Рабочий объем, л — 4,15
Степень сжатия — 16
Номинальная мощность двигателя при 2600 об/мин, кВт (л.с.) — 85 (116)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин Н·м (кгс·м) — 38,2 (39)
Максимальная частота вращения на холостом ходу не более, об/мин — 2800
Система вентиляции — Открытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором и корректором по наддуву
Топливный насос низкого давления — Поршневого типа
Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива
Форсунки — Закрытого типа, давление начала впрыскивания не менее 20,08 МПа (215 кгс/см 2)

Топливные фильтры

Грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами
Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности
Система охлаждения — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ)
Пусковой подогреватель — Воздушный дизельный
Система наддува — Газотурбинная, с одним турбокомпрессором — с радиальной центростремительной турбиной, с центробежным компрессором модификации С-13 и воздухо-воздушным охладителем наддувочного воздуха пластинчатого типа из алюминиевого сплава

Трансмиссия

Сцепление — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной. Привод сцепления — гидравлический
Коробка передач — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х. — 5,429
Карданная передача — Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача моста — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 5,5
Дифференциал — Шестеренчатый

Ходовая часть

Колеса — Дисковые, с ободом 6.0Б-20 (152Б-50В) с разрезным бортовым кольцом
Шины — Пневматические, радиальные, размером 8.25R20 (240R508) моделей У2 (К-В4) или К-55А
Дисбаланс колеса в сборе с шиной не более, г·см — 2500
Давление воздуха в шинах Радиальных:
передних колес, кПа (кгс/см 2) — 390 (4,0)
задних колес, кПа (кгс/см 2) — 620 (6,3)

Установка передних колес:
Угол развала колес — 1°
Угол бокового наклона шкворня — 8°
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 2°30"
Схождение колес — 0-3 мм

Рессоры: Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля

Рулевое управление

Тип рулевого механизма — Винт-шариковая гайка
Передаточное число — 22,46
Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции

Тормоза

Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидроваку-умным усилителем в каждом контуре
Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы при отказе другого контура
Стояночный тормоз — С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам

Электрооборудование

Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусом
Номинальное напряжение в сети, В — 24
Генератор — 5101.3701
Аккумуляторная батарея — Две 6СТ-110АЗ или четыре 6СТ-55АЗ
Стартер — 3002.3708
Фары — Две ФГ122-ВВ1Э
Задние фонари — Два,35.3716,351.3716
Задний противотуманный фонарь — 2412.3716
Выключатель приборов и стартера — 2101.3704-10 или 1902.3704, с противоугонным устройством
Стеклоочиститель — 711.5205
Стеклоомыватель — 1212.5208-09

Кабина и платформа

Кабина — Металлическая, двухместная, двухдверная
Отопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя
Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе
Сиденья — Раздельные: водителя и пассажира
Оперение — Металлическое, с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Платформа — Металлическая Откидные борта — задний и оба боковых

Размеры платформы внутренние, мм

длина — 3490
ширина — 2170
высота бортов — 490

Автомобиль ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, производство которых началось в 1990 году, являются представителями четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем а ГАЗ-3309 с дизельным. При разработке конструкции автомобиля предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства, что облегчало техническое обслуживание и ремонт автомобилей в эксплуатации.

ГАЗ-3307 - Бортовой карбюраторный грузовик. Выпускался серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3309 - турбодизельный грузовик, выпускался серийно с середины 1995 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями.

Автомобиль ГАЗ-3307 в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. Как и предшественник, имеет капотную компоновку и двухместную кабину. От предшественника он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси в целом, по сути оставался прежним. Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции. В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309 полностью унифицированного по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только шноркелем с правой стороны кабины). На нем устанавливался 4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 122 л. с.

Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления впервые применённой на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа - с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.

К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторную модель. В 1998 году прекращен и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве, резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным. Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном количестве. ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10 (лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью 150 л. с. В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309 стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 л. с. C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года - Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» - дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2.

С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.

Конструкция ГАЗ-3307, ГАЗ-3309

В отличие от ГАЗ-53 у ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 сиденье водителя подрессорено и имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла наклона спинки. Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью металлическая, только выполнена в ином стиле. Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати, благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.

Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ Д-245.7 более экономичен. Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могли оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки. На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный – 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.

В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Сам же рулевой механизм поначалу не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе. Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии. Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало. При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки «на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор. Подвеска в автомобиле несколько изменилась.

Модификации ГАЗ-3307


Технические характеристики ГАЗ-3307

Характеристики
Грузоподъемность, кг 4500
Снаряженная масса автомобиля, кг 3200
Полная масса автомобиля, кг 7850
Коробка передач Механическая пятиступенчатая синхронизированная
Подвеска: передняя Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами
задняя Зависимая, рессорная
Рулевое управление: Тип Винт - шариковая гайка
Тормозная система: Рабочая Двухконтурная, с гидравлическим приводом
Передние Барабанные
Задние Барабанные
Колеса Диски, размерность 152Б-508
Шины, размерность 8,25R20
Размеры
Длина, мм 6330
Ширина, мм 2330
Высота по кабине, мм 2350
Колесная база, мм 3770
Дорожный просвет под балкой передней оси / задним мостом, мм 347 / 265
Колея передних/задних колес, мм 1700 / 1560
Габаритные размеры грузовой платформы
Длина, мм 3490
Ширина, мм 2170
Высота, мм 510
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 90
Время разгона до 80 км/ч, с 64
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90)
при 60 км/ч 19.6
при 80 км/ч 26.4
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее 25
Емкость топливного бака, л 105

Характеристики грузовика ГАЗ-3309-352

Габариты и размеры

длина, мм

ширина, мм

высота, мм

колесная база, мм

колея, мм

колеса, (шины)

6,0Б-20 (8,25R-20)

дорожный просвет, мм

Двигатель

описание

Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным лаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.

система зажигания

рабочий объем, л

степень сжатия

мощность, л.с. (кВт) / об/мин

117,2 (86,2) / 2400

макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин

42,1 (413) / 1500

дизельное топливо

Технические характеристики

грузовместимость

снаряженная масса, кг

полная масса, кг

коробка передач

механическая пятиступенчатая синхронизированная

передняя подвеска

Зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия

задняя подвеска

Зависимая, рессорная

тормозная система

двухконтурная, с гидравлическим приводом

передние тормоза

Барабанные

задние тормоза

Барабанные

рулевое управление

"винт - шариковая гайка" с гидравлическим усилителем

Объем топливного бака, л

Эксплуатационные показатели

максимальная скорость, км/ч

время разгона до 80 км/ч, с

расход топлива при 60 км/ч, л/100 км

расход топлива при 80 км/ч, л/100 км

расход топлива в городском цикле, л/100 км

Интерьер ГАЗ-3307,

4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

4.1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модель автомобиля ГАЗ-3309 (с двигателем Д-245.7 ЕЗ) ГАЗ-3307
(с двигателем ЗМЗ-5231)
Тип автомобиля Двухосный, грузовой, с приводом на заднюю ось
Грузоподъемность автомобиля, кг
- с платформой без тента 4500
- с платформой и с тентом 4350
Полная масса автомобиля, кг 8180 7850
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг:
- с платформой без тента 3530 3200
- с платформой и тентом 3680 3350
Габаритные размеры, мм:
- длина 6436 6330
- ширина (по зеркалам) 2700
- высота (по кабине без нагрузки) 2350
- высота (по тенту без нагрузки) 2905
База, мм 3770
Колея передних колес, мм 1630
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм 1690
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой, мм 265
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м 8
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч 95 90
Расход топлива* при движении с постоянной скоростью, л/100 км
- 60 км/ч 14,5 19,6
- 80 км/ч 19,3 26,4
Угол свеса (с полной нагрузкой), град.:
- передний 38
- задний 25
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (град.) 25 (14)
Погрузочная высота платформы, мм 1365

* Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля.

4.2. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Двигатель и его системы

Модель Д-245.7 у3 ЗМЗ-5231
Тип Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения Бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Число и расположение цилиндров 4, вертикальное в ряд 8, V-образное
Порядок рaботы цилиндров 1-3-4-2 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 110х125 92х88
Рабочий объем, л 4,75 4,67
Степень сжатия 17 7,6
Номинальная мощность нетто, кВт (л.с.), не менее
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 87,5(119) -
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин -1 - 83(113)
Максимальный крутящий момент нетто, Н×м (кгс×м)
при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 мин -1 413(42) -
при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 мин -1 - 294,3 (30)
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 800 600
Система вентиляции Закрытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом -
Топливоподкачивающий насос Плунжерного типа для ручной (с ТНВД "833")* и автоматической подкачки топлива

* Для двигателей ТНВД СРЗ.З применяется фильтр со встроенным насосом ручной подкачки.

Форсунки В 445 121 481 (CRS-Bosch),
455.1112010-73 (ЯЗДА) (форс.), 355-1112110-121 (ЯЗДА) (расп.) или 455.1112010-74 (ЯЗДА) (форс.), DLLA 140P-(Bosch) (расп.).
Давление начала впрыска:
СРЗ.З - переменное, запрограммировано в электронном блоке управления
833.1111005.01 - 27,0 +1,2 МПа
Карбюратор - К-135МУ, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком
Ограничитель частоты вращения - Пневмоцентробежного типа
Подогрев рабочей смеси - Жидкостный
Топливные фильтры:
- грубой очистки Фильтр-отстойник* с сетчатым фильтрующим элементом Фильтр-отстойник с щелевым фильтрующим элементом
- тонкой очистки Со сменным бумажным фильтрующим элементом
Воздушный фильтр Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим адамантом, сигнализатором предельной засоренности Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим элементом
Система смазки Комбинированная; под давлением и разбрызгиванием
Масляный радиатор Встроен в двигатель Неполнопоточный, отключаемый
Масляный фильтр Неразборный с бумажным фильтрующим элементом Полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом
Система охлаждения Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком

* Для двигателей с ТНВД СРЗ.З применяется фильтр PRELINE 270 со встроенным насосом ручной подкачки.

Антитоксичные системы: С управлением по разрежению от карбюратора через термовакуумный включатель
- система рециркуляции отработавших газов С управлением от электронного блока (для двигателей с ТНВД ЯЗДА "833")
- система вентиляции масляного картера Закрытая Закрытая с принуди тельным отсосом картерных газов
Система наддува Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа
Свечи накаливания 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07-23 Уфа -

4.3. ТРАНСМИССИЯ

Модель автомобиля ГАЗ-3309 ГАЗ-3307
Сцепление Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления - гидравлический
С диафрагменной нажимной пружиной С периферийными нажимными пружинами
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная
- передаточные числа
I передача 6,55
II передача 3,933
III передача 2,376
IV передача 1,442
V передача 1,000
Задний ход 5,735
Карданная передача Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главнаяпередача Коническая, гипоидного типа
- передаточное число 4,556 6,17
Дифференциал Конический, шестеренчатый
Полуоси Полностью разгруженные

4.4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама Штампованная, клепаная
Колеса Дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом
Шины Пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508)
Параметры установки передних колес:
- угол развала колес
- угол бокового наклона шкворня
- угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30"
- схождение колес 0-3 мм
Рессоры Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске
Амортизаторы Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси
автомобиля

4.5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

4.6. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

4.7. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Модель автомобиля ГАЗ-3309 ГАЗ-3307
Система проводки Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля
Номинальное напряжение в сети, В 24 12
Генератор Переменного тока, со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой "Зима -Лето" Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
- марка 51.3701-01 или ГГ273В1-3 Г287
Регулятор напряжения - 2702.3702
(с тремя уровнями "Зима-Лето-Норма")
Аккумуляторная батарея Четыре (6СТ-55А или 6СТ-55АЗ) Одна (6СТ-75) или две (6СТ-55А3 или 6СТ-77АЗ)
Стартер 7402.3708 или AZJ/3381 "Искра" СТ230-А1
Свечи накаливания 11720720 -
Фары 62.3711-19 62.3711-18
Указатели поворота 511.3726-10 51.3726-10
Передние фонари ПФ130АБ-01 ПФ130А-01
Передние габаритные фонари 264.3712 265.3712
Задние фонари 355.3716-левый 357.3716-левый
354.3716-правый 356.3716-правый
Задние габаритные фонари 441.3712 44.3712
Задний противотумапный фонарь 2462.3716 2452.3716
Фонарь боковой габаритный 4802.3731-03 4802.3731-02
Фонарь заднего хода ФП135-3716-Г или 2112.3711-02 ФП135-3716-В или 2102.3711-02
Электромеханический корректор фар ЭМКФ04-01 ЭМКФ04
Выключатель приборов и стартера 1902.3704000 или 2101-3704000-11
Стеклоочиститель 711.5205100 20.5205 или 71.5205
Стеклоомыватель 123.5208000 122.5208000
Блок управления двигателем - МИКАС 11V8
Датчик абсолютною давления - 45.3829 или ЛГФИ.406231.004
Реле - 85.3747 или 90.3747-10 или 113.3747010-10
Датчик кислорода - 25.368889
Блок управления двигателем (система управлениия ф. "Bosch") 0281В04121

4.8. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. КАБИНА И ПЛАТФОРМА

Кабина Металлическая, двухместная, двухдверная
Отопитель Жидкостный, с радиатором, включенным в систему охлаждения двигателя
Сиденья Раздельные - водителя и пассажира
Оперение Металлическое, с капотом аллигаторного типа
Платформа С металлическими бортами, задний и оба боковые - откидные, с деревометаллическим основанием
Размеры платформы (внутренние), мм:
- длина 3490
- ширина 2170
- высота бортов 510

4.9. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ

Модель автомобиля ГАЗ-3309 ГАЗ-3307
Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм
- впускных 0,25 +0,05 -0,10 0,20-0,30 (0,15-0,20)*
- выпускных 0,45 +0,05 -0,10 0,20-0,30 (0,15-0,20)*
Давление масла** (при температуре масла 80-85°С), КПа (кгс/см 2):
- при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 ; 250-350 (2,5-3,5)
- при движении на прямой передаче со скоростью 60 км/ч; - 250-350 (2,11 8,6)
- на минимальных оборотах холостого хода 80 (0,8) 90 (0,9)
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С 80-90
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин -1 800 600
Зазор между электродами свечей, мм - 0,85-1,0
Номинальное напряжение генератора, В 28 14
Прогиб ремней привода вентилятора и генератора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм 12-17 10-15
Свободный ход педали сцепления, мм ю-зо 40-55
Полный ход педали сцепления, мм 190-200
Свободный ход педали тормоза, мм 3-13

* Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров).

** Для контроля, регулировке не подлежит.

Суммарный люфт рулевого колеса (при работающем двигателе - для ГАЗ-3309) в положении, соответствующем прямолинейному движению, град. не более 10 10
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см 2)
- передних колес 380-400 (3,9-4,1)
- задних колес 610-630 (6,2-6,4)
Перемещение рычага привода стояночного тормоза при приложении усилия 55-60 даН (55-60 кгс) 15-20 зубьев

Модель «3309» – этот популярный бортовой грузовик, выпускаемый группой «ГАЗ» с 1994 года (являясь дизельной версией модели «3307» и к 1996 году вытеснив с конвейера своего «бензиново-карбюраторного предка»). За время выпуска автомобиль подвергся нескольким обновлениям, в том числе получил современные экономичные моторы, соответствующие требованиям экологического стандарта Евро-4.

ГАЗ-3309 не отличается высокой проходимостью и рассчитан на эксплуатацию в черте города или для грузоперевозок по дорогам с твердым покрытием в сельской местности.

Как и прочие грузовики «четвертого поколения» производства ГАЗ, модель «3309» получила цельнометаллическую кабину с простым дизайном экстерьера, в котором изобилуют прямые контуры с «умеренно резкими» гранями, разбавленные круглой оптикой, противоударным бампером и массивной решеткой радиатора.

Кабина имеет две двери с достаточно широким проемом, крупное остекление (обеспечивающее хорошую обзорность) и два больших боковых зеркала заднего вида с ручной регулировкой. Кроме того, кабина снабжена крупным капотом, обеспечивающим легкий доступ в моторный отсек с трех направлений.

Салон кабины рассчитан на два посадочных места, оборудованных удобными креслами с высокой спинкой, мягкой тканевой обивкой и имитацией боковой поддержки. Сидение водителя снабжено горизонтальной и вертикальной механической регулировкой. Оба кресла комплектуются трехточечными ремнями безопасности. Передняя панель, как и все оформление салона, выполнена в простой стилистике с почти ровной поверхностью, круглыми приборами и массивными элементами управления. Из «удобств» кабина оснащена лишь крючками для одежды, солнцезащитными козырьками и отопителем.

Немного о габаритах: Колесная база бортового ГАЗ-3309 составляет 3770 мм, при этом габаритная длина грузовика достигает отметки 6436 мм. Ширина автомобиля равна 2380 мм по грузовой платформе, а габаритная высота достигает отметки 2350 мм по верхней точке кабины или 2905 мм по верхней точке тента грузовой платформы. Колея передних и задних колес грузовика соответственно равна 1630 и 1690 мм. Высота дорожного просвета – 265 мм. Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса не превышает 8,0 метра. Груженый ГАЗ-3309 способен легко преодолевать подъемы с углом не более 14 градусов.

Для транспортировки грузов эта модель комплектуется универсальной платформой с ровным дерево-металлическим полом и тремя откидными металлическими бортами высотой 510 мм. Габариты платформы составляют 3490х2170 мм, площадь ее поверхности равна 7,6 м², а полезный объем без учета тента – 3,86 м³. Погрузочная высота платформы – 1360 мм.

Бортовой грузовик ГАЗ-3309 имеет снаряженную массу от 3530 до 3680 кг в зависимости от типа установленного мотора и наличия каркасного тента. Полная масса автомобиля достигает отметки 8180 кг, при этом грузоподъемность грузовика равна 4500 кг (для версии с открытым кузовом) или 4350 кг (для версии с платформой, оснащенной тентом).

Технические характеристики. Линейка моторов для ГАЗ-3309 представлена двумя дизельными силовыми агрегатами, соответствующими экологическим требованиям стандарта Евро-4. Оба мотора имеют рядную компоновку с 4-мя цилиндрами, непосредственным впрыском топлива и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.

  • Двигатель ММЗ Д-245.7 белорусского производства получил рабочий объем 4,75 литра, а его максимальная мощность составляет по данным производителя 125,4 л.с. при 2200 об/минуту. Верхний предел крутящего момента при этом равен 417 Нм, развиваемым в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту, а средний расход топлива мотора не превышает отметки 14,5 литра при постоянной скорости 60 км/час.
  • Вторым мотором (модификация ГАЗ-33098) является российский двигатель ЯМЗ-53442 с рабочим объемом 4,43 литра. Его пик мощности приходится на отметку 134,5 л.с. и достигается при 2300 об/минуту, а верхний предел крутящего момента составляет 417 Нм при 1200 – 2100 об/минуту. Средний расход топлива мотора ЯМЗ-53442 при постоянной скорости 60 км/час равен 15,5 литра.

Оба двигателя агрегируются с безальтернативной 5-ступенчатой синхронизированной МКПП с постоянным зацеплением шестерён и однодисковым фрикционным сухим сцеплением, имеющим гидравлический привод управления. Передаточное число главной передачи КПП равно 4,556. Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом.

Все модификации и комплектации ГАЗ-3309 имеют привод на колеса задней оси, а сам грузовик построен на прочной рамной платформе с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади, основанной на продольных полуэллиптических рессорах, которые спереди дополнены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Грузовик получил двухконтурную тормозную систему с гидравлическим приводом, гидровакуумным усилителем, барабанными тормозными механизмами, а также вакуумным ресивером в каждом контуре. Кроме того, уже в базе, ГАЗ-3309 получает антиблокировочную систему тормозов ABS. А рулевое управление здесь основано на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидроусилителем.

Цены. Уже «в базе» ГАЗ-3309 получает: 20-дюймовые стальные колесные диски, галогеновую оптику, задний противотуманный фонарь, 4 АКБ 6СТ-55А и отопитель салона.
Заводская цена бортового грузовика в 2014 году стартует с отметки 870 000 рублей без учета доставки в регионы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png