Начавшийся несколько месяцев назад рост рынка продолжился: за месяц дилеры продали 141 084 машины, что на 15% больше, чем годом ранее. За первое полугодие было реализовано 718 529 новых автомобилей - на 7% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.

Пять самых популярных марок увеличили по итогам июня свои продажи более чем на 20%, есть заметный рост и у большинства других брендов. Серьёзно снизился спрос на внедорожники УАЗ и коммерческие машины ГАЗ, отмечено падение у «люксовых» брендов Audi, Jaguar и Mercedes-Benz.

Марка Количество Изменение к 2016 году, %
1 Лада 27396 +23
2 Kia 16755 +31
3 Hyundai 14677 +22
4 Renault 12239 +21
5 Toyota 9059 +28
6 Volkswagen 8017 +18
7 Nissan 6900 +15
8 Skoda 5656 +18
9 ГАЗ 5175 -15
10 Ford 4557 +24

Спустя несколько месяцев « » вновь стала самой продаваемой моделью в России по итогам месяца - прежний лидер рынка, немного сбавил обороты перед скорой сменой поколений. Продажи седана не столь высоки, как год назад, но увеличились по сравнению с маем этого года, благодаря чему «кореец» обогнал в рейтинге « ». Покупатели вновь начали проявлять интерес к « » - универсал после долгого перерыва вернулся в десятку лидеров рынка.

Продажи новых автомобилей в России в июне 2017 года

Модель Количество Изменение к 2016 году, %
1 Лада Гранта 8552 +18
2 Kia Rio 8032 -7
3 Hyundai Solaris 7485 -14
4 Лада Веста 6609 +29
5 Hyundai Creta 4012 -
6 Renault Duster 3923 +1
7 Volkswagen Polo 3630 +1
8 Toyota RAV4 3567 +77
9 Лада Ларгус 3236 +14
10 Toyota Camry 3156 +6

Мы анализируем продажи новых автомобилей на российском рынке в июне текущего года.

Первичный автомобильный рынок Российской Федерации закончил июнь 2016 года с очередным падением продаж 12,5% относительно июня 2015 года. Однако при этом продажи новых автомобилей немного выросли по сравнению с . В данной статье мы расскажем, как продавались новые автомобили в разных сегментах рынка в июне 2016 года.

Продажи новых автомобилей в премиум-сегменте

Немецкий автомобильный концерн BMW сумел продать в июне текущего года больше, чем год назад в том же месяце. Рост продаж год к году составил 7%. Немцы из BMW сумели продать на территории России в июне 2301 новый автомобиль. Второй представитель великой немецкой тройки компания Audi продемонстрировала еще больший рост продаж в июне. Так она сумела продать 2300 единиц новых автомобилей в июне текущего года, что на 15% больше по отношению к июню 2015 года. А вот абсолютный лидер премиум-сегмента российского рынка новых автомобилей немецкий автомобильный концерн Mercedes-Benz в июне продемонстрировал падение продаж. Немцы из Mercedes-Benz сумели продать на территории России лишь 3816 единиц новых автомобилей. Это на 505 автомобилей меньше, чем в июне прошлого года или меньше на 13%. Японский производитель люксовых автомобилей Lexus закончил июнь текущего года на том же уровне, как и год назад. Японцы из компании Lexus сумели продать на территории Российской Федерации в июне 1616 единиц новых автомобилей. Рост продаж составил чуть больше 0%.

Остальные представители премиум-сегмента российского рынка новых автомобилей продемонстрировали падение продаж. У японского производителя люксовых автомобилей Infiniti падение продаж составил 1%. В июне текущего года он сумел продать лишь 417 единиц новых машин. Шведский автомобильный производитель Volvo продал в июне на территории России 732 новых автомобиля. Падение продаж автомобилей Volvo в России в июне составила 8%. Немецкий автомобильный концерн Porsche продемонстрировал падение продаж новых машин в 23 процента, В количественном выражении продажи в июне составили лишь 370 новых автомобилей. Британский автомобильный производитель Land Rover продал в России в июне 674 единицы новых автомобиля. Его падение продаж в июне также составила 23%.


В премиум-сегменте все больше производителей демонстрируют рост продаж новых машин.

Продажи новых автомобилей в среднем сегменте

Предыдущий рекордсмен по приросту продаж новых автомобилей в среднем сегменте российского автомобильного рынка компания Ford продемонстрировала снижение темпов роста продаж и в июне текущего года. Всего на территории Российской Федерации было продано 3689 экземпляров новых автомобилей марки Ford. Роста продаж составил 22% по сравнению с июнем прошлого года. И все равно данный результат компании Форд стал самым лучшим в среднем сегменте рынка новых автомобилей в России.

Еще одним автомобильным брендом, который показал рост продаж новых автомобилей в июне, оказалась чешская автомобильная марка Skoda. Она сумела продать на российском рынке 4796 новых автомобилей. Рост продаж составил 9% по сравнению с июнем 2015 года. У всех остальных представителей среднего сегмента рынка новых автомобилей было падение продаж в июне текущего года. Так японский автомобильный производитель Toyota продал в июне на 17% меньше автомобилей, чем за период прошлого года. Он сумел продать лишь 7085 экземпляров новых машин. Японский автомобильный производитель Nissan продал в июне лишь 6009 единиц новых автомобилей. Падение его продаж составило колоссальный 33% по сравнению с июнем прошлого года. У японского автомобильного производителя Mazda падение продажи было более скромным — лишь 11%. В количественном выражении продажи составили 1764 единиц против 1987 единиц в июне прошлого года. Французский автомобильный производитель Citroen продал в июне 479 или ровно столько же, сколько и в июне прошлого года. Французская автомобильная марка Peugeot продала в июне лишь 480 новых автомобилей. Падение продаж составило 18%. Также слишком слабые продажи в первый месяц лета продемонстрировала японская автомобильная марка Suzuki. Она сумела продать в России лишь 343 единиц новых автомобиля. Падение продаж составило 38%.

Продажи новых автомобилей в бюджетном сегменте

В бюджетном сегменте рынка новых автомобилей Российской Федерации лидер автомобильная марка Лада вновь продемонстрировала падение продаж. В первый месяц лета 2016 года российский автомобильный концерн АвтоВАЗ продал 22229 единиц новых автомобилей. Падение его продаж составило 16% по отношению к июню прошлого года. На втором месте в бюджетном сегменте находится южнокорейский автомобильный производитель Kia. В июне текущего года он продал в России 12780 единиц новых автомобилей. Падение продаж марки KIA в России в июне составило 8%. Продажа южнокорейского автомобильного производителя Hyundai в России стали еще лучше. Он продал на территории России 12001 единицу нового автомобиля. Падение продаж при этом составило лишь 2% по отношению к июню прошлого года. Французская автомобильная марка Renault показала рост продаж в июне текущего года на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В количественном выражении ее продажи составили 10075 единиц. Весьма хорошие продажи в июне были у отечественного автомобильного производителя УАЗ. В количественном выражении продажи составили 4708 единиц внедорожников. А вот составил 21 % относительно июня прошлого года. Лидером по приросту продаж в июне текущего года в бюджетном сегменте рынка новых автомобилей остался китайский автомобильный производитель Lifan. Он продал в июне 1310 единиц новых автомобилей. Его рост продаж составил 57% по отношению к июню прошлого года.

Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.


Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.

Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.

Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .

Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.

В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).

«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.

Операция «Преемник»

Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-ноябрь
2017 2016 Изм.,%
1. Kia Rio 90 491 79 633 14
2. Lada Granta 83 384 78 953 6
3. Lada Vesta 69 336 48 160 44
4. 63 673 82 338 -23
5. 49 406 17 927 176
6. Volkswagen Polo 42 994 43 390 -1
7. Renault Duster 39 012 40 105 -3
8. Lada Largus 30 090 26 460 14
9. Toyota RAV4 29 740 28 445 5
10. Lada XRAY 29 583 17 299 71
11. Chevrolet Niva 27 796 26 727 4
12. Renault Kaptur 27 746 10 216 172
13. Renault Logan 27 306 26 541 3
14. Renault Sandero 27 277 25 524 7
15. Skoda Rapid 26 648 23 458 14
16. Lada 4x4 25 936 24 720 5
17. Toyota Camry 25 288 25 535 -1
18. Volkswagen Tiguan 24 383 9 029 170
19. Kia Sportage 22 431 17 264 30
20. Skoda Octavia A7 20 594 19 719 4
21. Lada Kalina 18 166 19 238 -6
22. Nissan X-Trail 18 127 16 310 11
23. Nissan Qashqai 17 856 16 892 6
24. Datsun on-DO 17 343 12 046 44
25. Mazda CX-5 16 715 14 008 19

А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.

Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.

Заслуженное признание

В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).

«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.

Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.

В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.

«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.

Расслоение авторынка

Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.

Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.

А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.

Неубиваемая ГАЗель

На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.

Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.

В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.

В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.

Не хватает уверенности

Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.

Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.

В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.

А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в России в июне 2017 года возросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же рост был отмечен и в мае этого года.

Согласно статистике, в прошедшем месяце в России было продано 141 084 автомобиля, в прошлом же году этот показатель составлял 122 679 автомобилей. Всего же за первые полгода отечественный авторынок вырос на 6,9% — с 672 050 до 718 529 транспортных средств.

Как и в прошлом месяце, в июне 2017 года активнее всего россияне приобретали автомобили Lada: за первый месяц лета компания смогла продать 27,4 тыс. машин — это на 23% больше, чем в прошлом году.

На втором месте традиционно оказался южнокорейский бренд Kia: в июне в России было продано 16,8 тыс. новых автомашин этой марки, на 31% больше по сравнению с июнем 2016-го. В тройку лидеров также вошла компания , увеличившая продажи на 10%, с 12 тыс. до 14,7 тыс. автомобилей.

Четвертое и пятое места со значительными показателями роста продаж в 21 и 28% заняли и Toyota, реализовавшие в прошедшем месяце 12,2 тыс. и 9 тыс. автомобилей соответственно.

Самый бурный рост по сравнению с июнем прошлого года из всех представленных в рейтинге компаний получили китайские бренды. Так, Zotye в 2016 году продал на российском рынке всего 21 автомобиль, а в этом — уже 108 машин. Также сильно прибавили китайские Changan (267%), Foton (300%), японский Isuzu (118%) и даже немецкий Smart (144%).

Самое сильное сокращение продаж продемонстрировали SsangYong (-83%), Brilliance (-79%) и Honda (-75%). Заметно снизились и продажи отечественного УАЗа: в прошлом году россияне купили 4,7 тыс. таких автомобилей, а в этом всего 2,8 тыс.; таким образом, падение составило 39%.

Первое место в рейтинге самых продаваемых моделей заняла Lada Granta. Вторым по популярности оказался Kia Rio, третью строчку занял Hyundai Solaris. В пятерку лидеров также вошли еще по одному представителю от Lada и Hyundai — Vesta и Creta.

Интересно, что продажи отдельных моделей — например, Volkswagen Tiguan, Renault Kaptur, Toyota Rav4 и Kia Sportage — по сравнению с прошлым годом выросли почти в два раза.

По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами.

«15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года.

Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», — считает Шрайбер.

В то же время аналитик «Финама» Алексей утверждает, что говорить о стабильной тенденции на восстановление рынка пока рано, а наблюдаемые сегодня высокие показатели во многом связаны с эффектом низкой базы. Продажи нынешнего года сравниваются с результатами 2016-го, когда авторынок находился практически в самой нижней точке своего падения.

«Но есть и объективные факторы: в кризис многие откладывали покупку новых машин, продлевали срок службы и уходили на вторичный рынок. Это было хорошо заметно в прошлом году, когда рос вторичный рынок, а первичный падал.

В этом же году мы видим обратную картину — рынок подержанных автомобилей практически стоит на месте. Однако одной стабилизации уже достаточно для того, чтобы мы с оптимизмом смотрели в будущее», — отметил Калачев.

Кроме того, по его словам, рост продаж новых автомобилей подталкивает и продление программ автомобильного кредитования. При этом эксперт полагает, что во втором полугодии темпы роста несколько замедлятся.

«Это опять же связано с тем, что в прошлом году во втором полугодии падение также замедлилось. По итогам года, я думаю, мы получим рост около 12%. Если показатели будут выше этого значения, однозначно можно будет говорить о восстановлении рынка, в остальных случаях сможем судить только о стабилизации», — подытожил Калачев.

Закончились первые недели июля и статистические агентства России, которые оценивают рынок автомобилей, выложили свои отчеты за предыдущий месяц.

Итоги не утешительные - статистика говорит, что в июне 2016 года вновь снизились. Естественно, в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года.

Тенденции, которые наметились еще в 2015 году, продолжаются - рынок новых автомобилей переживает не лучшие времена. Российские автолюбители покупают все меньше транспортных средств (в сравнении с предыдущими годами), а производители машин, в убыток себе, вынуждены сдерживать цены, чтобы не потерять последних покупателей.

Естественно, основную роль в данных негативных процессах играет то, что покупательская способность российских граждан в 2016 году заметно снизилась.

Далее на основе исследования аналитического агентства Автостат рассмотрим рейтинг продаж легковых авто. Определим, какие марки и модели пользовались наибольшим спросом. Выясним изменения в предпочтениях российских водителей. И попробуем сделать выводы о том, что изменилось на автомобильном рынке России в течение июня 2016 года.

Продажа новых машин в числах

Если говорить про конкретные цифры, то в июне всего в стране продано 122 633 автомобиля. Объем рынка сократился на 12,5%. Суммировав данные числа с общими объемами продаж за стартовые шесть месяцев 2016 года, получаем цифру в 672 140 автомашин. Таким образом, в первом полугодии 2016 года рынок транспортных средств в России сузился на 14,1%.

Традиционно рейтинг продаж возглавляет отечественный бренд LADA. В июне 2016 года официальным дилерам Волжского автозавода удалось реализовать 22 229 легковых машин. Статистика и данные за прошлый год позволяют сказать, что это более чем на 4 000 транспортных средств меньше, чем годом ранее. Главный производитель автомобилей в России потерял в объеме продаж 16%.

Следом за «Ладами» идут южнокорейские производители автомобилей. Рейтинг KIA и Hyundai практически одинаков - 12 780 и 12 001 единиц техники соответственно. Правда, первые за год потеряли 8% от объемов продаж, а вот вторые всего 2%. Кстати, если вспомнить, что де-факто данные производители входят в альянс и используют разные бренды для создания псевдо-конкуренц ии, то получается, что на рынке России лидирует иностранная компания.

Немного не дотянула до тройки лидеров французская компания Renault. В июне 2016 года, по стране продано 10 075 «реношек». Примечательно, что данного производителя не затронуло падение объемов продаж. Если сравнивать с 2015 годом, то количество реализованных автомобилей даже увеличилось на 1%.

Наконец, замыкает пятерку самых популярных брендов, японская Toyota. Данный производитель давно пользуется расположением автолюбителей в России, потому что выпускает качественные и интересные модели авто.

В июне 2016 года по всей стране продано 7085 новых легковых машин, что на 17% меньше, чем было зафиксировано годом ранее.

Кстати, стоит напомнить, что Toyota - самый дорогой автомобильный бренд по мнению Forbes.

МАРКА ИЮНЬ ЯНВАРЬ - ИЮНЬ
"16 "15 16/15 "16 "15 16/15
LADA 22 229 26 416 -16% 124 353 140 686 -12%
KIA 12 780 13 928 -8% 69 766 76 215 -8%
Hyundai* 12 001 12 289 -2% 64 334 79 444 -19%
Renault* 10 075 9 986 1% 52 041 57 116 -9%
Toyota* 7 085 8 495 -17% 44 237 47 072 -6%
VW 6 218 6 769 -8% 33 624 36 588 -8%
ГАЗ (LCV)* 6 103 6 115 0% 24 750 23 426 6%
Nissan* 6 009 8 916 -33% 36 324 50 552 -28%
Skoda 4 796 4 405 9% 26 890 28 043 -4%
УАЗ* 4 708 3 907 21% 21 310 19 207 11%
Ford* 3 689 3 023 22% 20 678 13 650 51%
Mercedes-Benz 3 311 3 816 -13% 19 141 22 982 -17%
Chevrolet 2 914 4 712 -38% 14 783 22 683 -35%
BMW 2 301 2 151 7% 14 161 14 510 -2%
Audi 2 300 2 007 15% 11 132 12 155 -8%
Mazda 1 764 1 987 -11% 9 147 12 539 -27%
Lexus 1 616 1 608 0% 11 087 9 455 17%
Datsun 1 539 3 244 -53% 8 229 18 458 -55%
Mitsubishi 1 402 2 748 -49% 8 709 19 359 -55%
Lifan 1 310 837 57% 7 565 4 633 63%
Daewoo 1 136 1 735 -35% 8 574 10 357 -17%
Mercedes-Benz (LCV)* 759 631 20% 2 731 3 161 -14%
Volvo 732 795 -8% 2 494 3 395 -27%
Land Rover 674 877 -23% 4 739 5 736 -17%
Citroёn* 481 479 0% 2 127 2 829 -25%
Peugeot* 480 584 -18% 1 870 2 824 -34%
Subaru 470 445 6% 2 630 3 542 -26%
VW (LCV)* 450 310 45% 2 653 3 045 -13%
Infiniti 417 420 -1% 2 271 2 979 -24%
Chery 389 449 -13% 2 618 2 492 5%
Porsche 370 479 -23% 2 361 2 569 -8%
Suzuki 343 538 -36% 2 883 2 680 8%
Geely 342 704 -51% 3 108 3 823 -19%
Jaguar 298 84 255% 721 417 73%
FIAT* 182 374 -51% 1 232 1 882 -35%
Honda 126 702 -82% 719 2 288 -69%
MINI 121 120 1% 623 687 -9%
Cadillac 107 130 -18% 599 464 29%
DFM 94 98 -4% 608 408 49%
SsangYong 92 476 -81% 1 020 3 090 -67%
Jeep 78 147 -47% 606 1 218 -50%
Brilliance 75 42 79% 646 457 41%
FAW 63 - - 500 - -
Iveco* 50 34 47% 316 334 -5%
smart 41 50 -18% 135 250 -46%
Isuzu* 33 55 -40% 248 302 -18%
Changan 24 51 -53% 307 222 38%
Zotye (3) 21 - - 74 - -
BAW* 12 31 -61% 93 139 -33%
Alfa Romeo 12 0 - 53 13 308%
Foton* 9 2 350% 27 13 108%
Chrysler 2 3 -33% 16 24 -33%
Haima 0 27 - 114 115 -1%
Acura (2) - 52 - 163 334 -51%
Opel 0 1 583 - 0 9 054 -
Great Wall 0 319 - 0 2 355 -
SEAT - - - - 47 -
JAC - 10 - - 113 -
ИТОГО 122 633 140 195 -12,5% 672 140 782 431 -14,1%

*По данным аналитического агентства Автостат

Что касается, моделей автомобилей, то в июне 2016 года в России сменился лидер. Статистика говорит, что рейтинг легковых авто теперь возглавляет Hyundai Solaris. За прошедший месяц продано 8 676 подобных транспортных средств. Это на 571 автомашину меньше, чем было зафиксировано в 2015 году.

Второе место в России теперь занимает KIA Rio с результатом 8 629 автомобилей. Падение у данной модели несколько меньше - по сравнению с июнем прошлого года реализовано на 359 штук меньше.

И наконец, на третьей строчке расположился постоянный лидер LADA Granta. Официальные дилеры в России смогли найти покупателей на 7 219 единиц техники, что существенно меньше, чем наблюдалось за аналогичный период прошлого года. Падение в абсолютных цифрах составило минус 6 812 машин. Но о причинах такого явления мы поговорим чуть позже.

Четвертое место - LADA Vesta . Тольяттинская новинка стремительно набирает популярность в России. В июне 2016 года реализовано 5 128 автомобилей. Как многие помнят, «Веста» была представлена только в конце прошлого года, поэтому статистика есть только за июнь 2016 года и сравнить с показателями прошлого года возможности нет. Но текущий рейтинг показывает, что отечественная новинка в целом благосклонно встречена обществом.

Наконец, на пятой строчке нашего рейтинга - Renault Duster . Кроссовер, который в популярности смог обогнать таких серьезных конкурентов, как Volkswagen Polo и Toyota Camry .

Французская компания смогла продать в июне 3889 автомобилей, что на 444 штуки больше, чем за аналогичный временной отрезок прошлого года.

Единственная модель среди лидеров, о которой можно сказать, что в объемах продаж не потеряла, а приобрела. Это лишний раз свидетельствует о том, что у компании Renault хороши позиции на местном рынке. Кстати, они могут еще более упрочиться, ведь 15 июня 2016 года стартовали продажи Renault Kaptur в России.

# МОДЕЛЬ МАРКА ИЮНЬ
"16 "15 16/15
1. Solaris Hyundai 8 676 9 247 -571
2. Rio KIA 8 629 8 988 -359
3. Granta LADA 7 219 14 031 -6 812
4. Vesta LADA 5 128 - -
5. Duster Renault 3 889 3 445 444
6. Polo VW 3 605 4 478 -873
7. Camry Toyota 2 976 3 016 -40
8. Logan Renault 2 870 3 871 -1 001
9. Niva Chevrolet 2 868 2 114 754
10. Largus LADA 2 838 4 203 -1 365
11. Sandero Renault 2 619 2 284 335
12. Rapid Skoda 2 118 1 862 256
13. Octavia A7 Skoda 2 078 1 996 82
14. RAV 4 Toyota 2 015 2 993 -978
15. X-Trail Nissan 2 006 2 425 -419
16. Patriot УАЗ 1 950 1 617 333
17. 4x4 LADA 1 925 3 023 -1 098
18. XRAY LADA 1 795 - -
19. Sportage KIA 1 701 1 511 190
20. Qashqai Nissan 1 672 685 987
21. Tucson Hyundai 1 445 - -
22. Priora LADA 1 361 1 958 -597
23. Kalina LADA 1 303 2 572 -1 269
24. CX-5 Mazda 1 279 1 504 -225
25. Terrano Nissan 1 213 1 145 68

* По данным аналитического агентства Автостат

Небольшой анализ данных в таблицах

Рассматривая вышеприведенные таблицы, можно сделать некоторые наблюдения, о которых хочется поговорить.

1. Во-первых, нужно обратить внимание на LADA Granta. Если не вдаваться в анализ, то кажется, что автомобиль совершенно неожиданно перестал интересовать граждан.

В июне 2016 года продано почти на 7000 машин меньше, чем в 2015 году.

Однако, ответ фактически лежит на поверхности. А если быть точнее, то находится на следующей строчке рейтинга. Именно LADA Vesta оттянула на себя часть покупателей «Гранты» и в результате у последней упали объемы продаж по всей России. Даже цифры примерно сопоставимы - тут меньше на 7 тысяч, там прибавилось 5 тысяч.

2. Некоторые традиционно популярные бренды, не смогли выработать правильную стратегию в текущий непростой период. Как следствие они сильно проседают в объемах продаж и вынуждены уводить с рынка часть моделей. Для примера, обратим внимание на падение продаж у следующих марок:

    Honda (-8 2%)

    FIAT (-51%)

    Mitsubishi (-49%)

    Chevrolet (-38%)

    Nissan (-33%)

А ведь данные компании, в свое время, имели неплохие позиции на рынке России. А сейчас, новости вроде Nissan убирает с рынка две модели стали обыденностью.

3. На этом фоне отлично чувствуют себя китайские производители автомобилей. Большинство из них не только не показывает падение, но чаще докладывают о росте объемов продаж. Причем статистика говорит, что в июне 2016 года наращивание темпов идет в двухзначных числах:

    Lifan (+57%)

    Brilliance (+79%)

Кроме того, появляются абсолютно новые бренды - например Zotye и FAW . Первые кстати, создали клон Porsche Macan, который многих весьма заинтересовал.

4. Стремительно набирает популярность бренд Jaguar, который в июне 2016 года по сравнению с прошлым годом показал рост +255%. В июне продано почти 300 премиальных автомобилей этой марки, что ненамного меньше, чем за первое полугодие 2015 года. Откуда у покупателей берутся деньги на столь роскошные автомобили остается только догадываться.

Выводы эксперта

Многим может показаться, что падение рынка новых легковых автомобилей слегка замедлилось. Ведь в июне 2016 года падение составило 12,5%, что несколько меньше, чем в целом за первое полугодие.

Однако, радоваться тут нечему. Дело в том, что начало года традиционно считается слабым и объемы продаж в первом полугодии, как правило, меньше чем во втором. То есть, процесс замедления - это нормально. Но вот то, что даже в июне фиксируется сужение рынка в двухзначных числах, это очень плохо.

С данным мнением согласны и в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Просматривая итоги первого полугодия 2016 года в России, их специалисты пересмотрели свой прогноз на весь 2016 год.

По новым данным они ожидают, что в стране будет продано не более 1,44 миллиона новых легковых автомобилей. При этом общее падение по сравнению с 2015 годом составит порядка 10%.

Нетрудно догадаться, что это достаточно оптимистичный прогноз. Чтобы добиться таких результатов по окончании 2016 года, продажи автомобилей в России должны значительно улучшиться. А падение в следующих месяцах должны быть в пределах 6-8%.

Только представьте, в июне объемы продаж автомобилей упали на 12,5%, а уже в июле августе данный показатель не должен превышать 8%. С нашей точки зрения это весьма оптимистичный прогноз, в которые конечно хочется верить.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png