МАЗ 4370 стал первым в истории среднетоннажным бортовым грузовиком с малой погрузочной высотой, произведенным на территории бывшего СССР (в республике Беларусь).

Автомобиль стал одним из наиболее успешных продуктов Минского автозавода. Первые серийные образцы грузовика были представлены в 1999 году, однако на российский рынок модель начали поставлять лишь в 2003 году, где она сразу получила большое признание.

Сегодня МАЗ 4370 остается столь же популярным. Автомобиль отличают продуманная конструкция, высокое качество сборки и небольшая стоимость, что и объясняет его востребованность в России и Восточной Европе.

Общие сведения

МАЗ 4370 – популярный низкорамный среднетоннажный грузовой автомобиль, относящийся к категории MCV (производитель – Минский автомобильный завод, Беларусь).

История Минского автозавода делится на 2 периода: до и после развала СССР. Если в советскую эпоху у предприятия были большие объемы производства и широкие финансовые возможности, то потом все изменилось. Денежные потоки были урезаны, а завод столкнулся с серьезными техническими и финансовыми сложностями. В этот период нужно было кардинально менять продуктовую линейку, чтобы соответствовать новым потребностям рынка.

В 1997 году Минский автозавод начал сотрудничать с компанией MAN, что серьезно повлияло на дальнейшее развитие предприятия. На тот момент Горьковский автозавод совместно с Минским автозаводом начали создание низкорамного среднетоннажного автомобиля, предназначенного для дорог улучшенных категорий. Однако впоследствии Минский автозавод отказался от поставок кабин для продуктов ГАЗ и начал разработку собственного грузовика. На тот момент сотрудничество с немецкой компанией было жизненно важно для предприятия, поскольку позволяло заимствовать иностранные решения для производства собственных автомобилей.

Базой для создания МАЗ 4370 стал 6-тоннный грузовой автомобиль MAN L 2000, представленный в 1994 году. Первые образцы новой модели Минский автозавод показал в 1999 году. Для них использовались шасси и кабина зарубежного производства. Отличительной чертой автомобиля стала заниженная рама. Появление уникального для российского и белорусского рынка грузовика не осталось незамеченным. Просторная кабина и высокие технические характеристики позволили автомобилю оставаться в лидерах своего класса длительное время. Успех МАЗ 4370 был обусловлен острой необходимостью машин для разнообразных небольших перевозок на различные расстояния. Низкая погрузочная высота была удобна в работе и облегчала процесс.

На российский рынок грузовик вышел только в 2003 году и предлагался в 2 вариантах:

  • МАЗ 437040 – стандартный грузовой автомобиль с возможностью передвижения в составе автопоезда;
  • МАЗ 437041 – версия с буксирным блоком для использования с прицепами.

В тот момент на отечественном рынке уже появились 3-тонный ЗИЛ «Бычок» и 1,5-тонная ГАЗель. Однако даже при наличии конкурентов МАЗ 4370 пользовался большим спросом. Ни ГАЗ-3310 («Валдай»), ни ЗИЛ-5301 по техническим характеристикам, комфортабельности и качеству сборки не могли сравниться с минским автомобилем. Достойный конкурент у МАЗ 4370 появился лишь через 10 лет, когда на рынок вышел КамАЗ 4308.

МАЗ 4370 выпускался в следующих модификациях:

  • МАЗ 43704 – модель с двигателем ММЗ Д-245.30 Е2 экологического класса Евро-2;
  • МАЗ 437040 – версия с мотором ММЗ Д-245.9-540 экологического класса Евро-1;
  • МАЗ 437043 – модель с усовершенствованным агрегатом ММЗ Д-245.30 Е3 экологического класса Евро-3;
  • МАЗ 4370430 – наиболее мощная вариация с немецким мотором DEUTZ экологического класса Евро-3. Двигатель работал совместно с 5-ступенчатой КП ZF S5-42.

Основным предназначением автомобиля МАЗ 4370 является транспортировка грузов различного типа на городских и внутрирегиональных маршрутах. Для данной модели возможна эксплуатация в составе автопоезда. Автомобиль получил большое распространение в качестве эвакуатора. На шасси МАЗ 4370 монтируется различное оборудование (манипуляторы, подъемные устройства, самосвальный кузов, цистерна и другое), что позволяет применять его в различных областях производства и строительства. На некоторые версии устанавливаются улучшенные кабины со спальным местом, позволяющие использовать автомобиль при перевозках на дальние расстояния.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7000 мм;
  • ширина – 2450 мм;
  • высота – 2700 мм;
  • колесная база – 3700 мм.

Компактные габариты позволяют автомобилю свободно перемещаться в городских условиях, не препятствуя проезду другого автотранспорта. Радиус поворота машины составляет всего 7800 мм.

Прочие характеристики:

  • количество мест – 3;
  • снаряженная масса – 4000 кг;
  • полная масса – 10100 кг;
  • грузоподъемность – 6000 кг;
  • вместимость кузова – 35,5 кубометров;
  • максимальная скорость – 100 км/час.

Средний расход топлива составляет 23 л/100 км в зимний период и 18 л/100 км в летний период. Емкость топливного бака – 130 л.

Двигатель

Минский автозавод регулярно проводил модернизацию двигателей МАЗ 4370, потому в различные периоды автомобиль оснащался разными силовыми установками. Среди них:

  • ММЗ Д-245-540 (Евро-1) с механической 5-ступенчатой КП ЗИЛ-659Д;
  • ММЗ Д-245 Е2 (Евро-2) с механической КП СААЗ-3206;
  • ММЗ Д-245 Е3 (Евро-3) с механической КП СААЗ-3206;
  • DEUTZ BF 4M 1013FC (Евро-3) с механической КП ZF S5-42.

После ужесточения экологических норм для двигателей установка моторов стандартов Евро-1 и Евро-2 прекратилась. Сейчас Минский автозавод использует исключительно агрегаты, соответствующие классу Евро-3.

Мотор ММЗ Д-245.30 Е3 является собственной разработкой белорусских инженеров. Данный 4-цилиндровый V-образный мотор имеет обновленную систему газообмена и отличается высоким качеством и простотой конструкции. Рабочие цилиндры расположены вертикальным способом в один ряд.

Характеристики мотора ММЗ Д-245.30 Е3:

  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 157 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 580 Нм;
  • масса – 450 кг.

Иностранный двигатель DEUTZ BF 4M1013FC получил меньшее распространение. Данный агрегат имеет ряд дополнительных опций, делающих его работу более равномерной и тихой. Он отличается большей в сравнении с белорусским мотором мощностью.

Характеристики агрегата DEUTZ BF 4M1013FC:

  • рабочий объем – 4,8 л;
  • номинальная мощность – 170 л.с.;
  • масса – 560 кг.

Фото




Устройство

МАЗ 4370 получил переднюю зависимую рессорную подвеску с гидравлическими амортизаторами (телескопический тип) со стабилизатором. В качестве передней оси использовалась балка двутаврового типа. Задняя подвеска строилась на продольных полуэллиптических рессорах. Подобная конструкция хорошо зарекомендовала себя и отличалась повышенной устойчивостью. МАЗ 4370 имел переднеприводную заднемоторную компоновку с колесной формулой 4 на 2. Для первых моделей применялись иностранные шасси, выпущенные на заводе MAN. Позднее Минский автозавод начал выпускать собственные шасси. МАЗ 4370 комплектовался низкорамным кузовом, в чем и заключалось его основное достоинство. Подобная компоновка позволяла транспортировать габаритные грузы с большой высотой без оформления дополнительных разрешений. Подвеска машины оказалась слегка жестковата из-за использования стандартных рессор, представляющих собой наборные листы металла. Главным ее преимуществом стала простота устройства. Ресурс работы рессор достигал 100-200 тысяч км. При этом жесткость заметно снижалась при уменьшении давления в шинах или после загрузки транспорта.

Автомобиль оснащался 2 типами трансмиссий:

  • 5-ступенчатой механической КП СААЗ-3206 (производитель – Россия, Саранский агрегатный завод). Для данной коробки передач характерны малые передаточные числа и большая жесткость.
  • 5-ступенчатой механической КП ZF S5-42 (сборка – Испания или Китай). Переключение скоростей выполняется без резких щелчков и более мягко.

Крутящий момент на элементы трансмиссии от мотора передавался посредством однодискового сухого фрикционного сцепления. Для заднего моста был предусмотрен межколесный дифференциал с блокировкой.

В конструкции МАЗ 4370 применили тормозную систему барабанного типа, включавшую 2 основных элемента – барабан и тормозные колодки (некоторые версии получили дисковые передние тормоза). Подобный механизм был одновременно простым и надежным. В действие тормозная система приводилась пневмогидравлической системой, воздействие осуществлялось на все колеса. В машине также присутствовал стояночный тормоз с приводом от энергоаккумуляторов. Для автомобиля были предусмотрены 17,5-дюймовые шины (235/75R) со специальным протектором. Изначально модель комплектовалась шинами Continental, поскольку в странах СНГ не производили шины требуемого размера. Позднее Минский автозавод стал сотрудничать с Ярославским заводом, который стал поставлять партнеру шины Я478. Именно их устанавливали в стоковой версии.

МАЗ 4370 получил современную систему электроснабжения с напряжением 24 В. Источниками питания служили 2 аккумулятора 6-СТ-110 и генератор 3232.3771.10. Запуск мотора осуществлялся стартером СТ-230Р.

Автомобиль оснащался 2- или 3-местной кабиной, которая могла комплектоваться спальным местом, позволяющим водителю отдохнуть при необходимости. Данное место было откидным и при необходимости убиралось в заднюю стенку. В кабине также установили печку с электронной регулировкой, которая обеспечивала оптимальный температурный режим зимой. Двери имели особые поручни, позволявшие легко забираться внутрь. Саму кабину тяжело было назвать современной, но в плане удобства она считалась одной из лучших.

На раму МАЗ 4370 устанавливался тент или другое оборудование. В настоящее время грузовик предлагается в следующих версиях:

  • автокран;
  • манипулятор;
  • бетоносмеситель;
  • закрытый кузов;
  • рефрижератор.

Цена нового и б/у МАЗ 4370

Стоимость нового МАЗ 4370 составляет 0,9-1,8 миллиона рублей. Подержанные варианты можно приобрести за 0,3-1,2 миллиона рублей.

Аналоги

  • MAN L 2000;
  • ГАЗ-3310 Валдай;
  • КамАЗ 4308;
  • ЗИЛ-5301;
  • КрАЗ-4501;
  • Iveco Eurocargo.

Первый МАЗ-4370 «Зубренок» увидел свет в далеком 1999 году. Он не имел конкурентов в своем классе среди отечественных грузовиков, так как, несмотря на относительно малые габаритные размеры, мог легко перевозить большие грузы (до 5 т).

Помимо этого, он отличался от своих соотечественников очень комфортабельной кабиной.

Эксплуатационные параметры двигателя

Первая модель МАЗа-4370 была выпущена довольно давно, но производитель своевременно выполнял модернизацию силовых установок. Именно поэтому рассматриваемый тип грузовика в различные периоды времени оснащался разными двигателями:

  • ММЗ Д-245-540 – соответствующий стандарту ЕВРО-1, комплектовался коробкой переключения передач ЗИЛ-659Д, пятиступенчатой;
  • ММЗ Д-245 Е2 – соответствующий стандарту ЕВРО-2, использовался совместно с механической КПП СААЗ-3206;
  • ММЗ Д-245 Е3 – соответствующий стандарту ЕВРО-3, укомплектовывался КПП СААЗ-3206;
  • DEUTZ BF 4M 1013FC импортный двигатель стандарта ЕВРО-3. Совместно с ним использовалась механическая коробка типа ZF S5-42 иностранного производства.

На сегодняшний день двигатели стандартов ЕВРО-1 и ЕВРО-2 уже не устанавливаются. Производитель официально использует только силовые установки, экологические параметры которых соответствуют ЕВРО-3.

Двигатель под маркировкой ММЗ Д-245.30 Е3 является целиком и полностью разработкой белорусских инженеров. Он имеет следующие технические характеристики:

  • габаритные размеры : длина – 1 498 мм, ширина – 679 мм, высота – 937 мм;
  • сухая масса без различных заправочных емкостей – 450 кг;
  • скорость вращения (при максимально возможном крутящем моменте) – 1 500 об/мин;
  • расход топлива – 205 гр/кВт×ч;
  • максимально возможный крутящий момент – 580 Н×м;
  • мощность –157 л. с.;
  • количество рабочих цилиндров – 4 шт.

Помимо всего прочего, силовая установка оснащается обновленной системой газообмена – турбонаддувом.

Рассматриваемый агрегат отличается относительно высокой надежностью и ремонтопригодностью. Рабочие цилиндры располагаются в один ряд вертикальным способом.

Дизельный двигатель от заграничного производителя имеет большую мощность, но в целом ММЗ Д-245.30 Е3 ему не уступает. DEUTZ BF 4M1013FC имеет следующие эксплуатационные параметры:

Объем камеры сгорания двигателя составляет 4,8 л. Имеется множество различных дополнительных опций, делающих работу силовой установки более тихой и равномерной: это электронный регулятор частоты вращения, наддув, усовершенствованная система охлаждения.

Все цилиндры располагаются вертикально, в один ряд.

Остальные двигатели, которыми МАЗ 4370 оснащался ранее, имеют менее выдающиеся рабочие параметры. Также ММЗ Д-245-540 и ММЗ-245 Е2 не удовлетворяют современным экологическим требованиям.

Трансмиссия и ходовая часть

На сегодняшний день МАЗ 4370 выпускается с двумя типами КПП (обе они являются механическими):

  • СААЗ-3206,
  • ZF S5-42.

Каждая имеет как свои достоинства, так и недостатки. СААЗ-3206 – более жесткая, передаточные числа у нее несколько меньше, чем у импортного аналога. На ZF S5-42 переключение происходит более мягко, без резких щелчков.

Грузовик является заднеприводным, что считается довольно большим преимуществом, учитывая назначение и специфику работы данного вида техники. Колесная формула – 4×2.

При максимальной загрузке автомобиль легко может передвигаться на скорости 90-110 км/ч (в зависимости от установленного двигателя).

Подвеска МАЗа-4370 несколько жестковата, так как в передней и задней ее части используются обычные рессоры в виде наборных листов металла (толщина их – несколько миллиметров). Но ее основное достоинство – в простоте устройства.

Ресурс непрерывной работы этих рессор составляет несколько сотен тысяч километров, и это еще не предел. Когда грузовик даже немного нагружен, подвеска сразу становится более мягкой. Также проблема с жесткостью решается уменьшением давления в шинах.

В конструкции использована тормозная система барабанного типа, поэтому она очень надежна и проста, поскольку включает в себя всего два основных рабочих элемента – тормозные колодки и барабан, о поверхность которого они трутся в процессе торможения.

Приводятся в действие тормозные механизмы пневмогидравлической системой.

Довольно интересен размер шин, которыми комплектуется данный грузовик: 235/75R 17.5. Их протектор имеет оптимальную высоту для автомобилей с такой нагрузкой и подобными габаритами.

Ширина колеса достаточно велика для равномерного распределения нагрузки по всей площади.

Внимание! МАЗ-4370 может легко передвигаться даже по проблемным участкам дороги – разжиженным и другим подобным, так как давление на 1 кв. см площади не так уж велико, особенно в сравнении с аналогичными автомобилями.

Заправочные емкости

Несмотря на класс грузовика, заправочные емкости его относительно малы:

  • система смазки двигателя (ММЗ-245) – 14,8 л;
  • система охлаждения (ММЗ-245) – 21,9 л;
  • система смазки КПП СААЗ-3206 – 4,5 л;
  • картер главной передачи (средний и задний мосты) – 13 л (в оба);
  • система ГУР – 6,5 л;
  • гидравлическая система подъема платформы – 65 л;
  • бачок омывателя – 10 л;
  • гидроподъемник кабины – 0,75 л;
  • картер коробки (раздаточной) – 4,5 л;
  • полезный объем топливного бака – 143 л.

Габаритные размеры и масса

МАЗ-4370 имеет отличные эксплуатационные параметры и, несмотря на это, весьма компактен. Его габариты:

  • высота – 2 850 мм;
  • длина – 5 500 мм (без прицепа), 8 200 мм (с прицепом);
  • ширина – 2 550 мм.

Сухая масса самого автомобиля составляет 4,9 т. Это и является очень важным преимуществом: многие дорожные сооружения типа мостов и железнодорожных переездов не рассчитаны на большую массу передвигающейся по ним техники.

Максимально возможный вес, который сможет перевозить МАЗ-4370, составляет 5 т. Распределяется масса автомобиля между осями следующим образом:

  • передняя ось испытывает нагрузку в 3,65 т;
  • задняя ось испытывает нагрузку в 6,45 т.

На задней полуоси колеса спарены между собой, так как нагрузка на них намного больше, чем на передние. Колесная база довольно велика для автомобиля с такими габаритными параметрами и грузоподъемностью – 4,2 м. Внутренний объем кузова составляет целых 35,5 м3.

Кузов и кабина

Платформа автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина – 6,2 м,
  • высота – 0,536 м,
  • ширина – 2,48 м.

Кузов, используемый на МАЗе-4370, низкорамный. Именно в этом заключается основное его достоинство: при помощи такой конструкции можно перевозить габаритные грузы, имеющие большую высоту, без оформления различных разрешений.

Благодаря низкорамному кузову можно загрузить внушительный объем различных сыпучих материалов выше бортов, с горкой, тем самым существенно увеличив массу перевозимого за один раз груза.

На раму возможна установка тента или иного оборудования. В последние несколько лет были выпущены модификации МАЗа-4370, платформа которых оснащается автокранами, бетоносмесителями, манипуляторами и другими подобными специальными средствами.

Фактически основное предназначение этого тягача – перевозка грузов на небольшие расстояния (городские и междугородние маршруты). Но с каждым днем все чаще он используется для их перевозки за рубеж.

Возможно это благодаря довольно своеобразной конфигурации кабины. Она очень комфортна и просторна, в отличие от аналогичных автомобилей отечественного производства.

МАЗ-4370 может комплектоваться кабиной:

  • двухместной (со спальником),
  • трехместной (без спальника).

Двухместная кабина предусматривает в своей конструкции спальное место, благодаря которому можно чувствовать себя в пути довольно комфортно: если водитель устал, он может просто припарковаться в ближайшем подходящем месте и отдохнуть.

Место для сна является откидным, оно при необходимости может легко убираться в заднюю стенку кабины.

Еще одно очень важное достоинство кабины МАЗа – оснащение печкой с электронной регулировкой. Это делает помещение очень удобным во время зимних поездок. Также при желании можно установить дополнительное оборудование для обогрева.

Кабина не очень современна, но тем не менее весьма удобна. Залезать в нее просто – на раме она располагается низко. На полу кабины отсутствуют всевозможные выступы и бугры.

Двери с обеих сторон имеют специальные поручни, с помощью которых можно очень просто и быстро забраться внутрь.

МАЗ-4370 несколько уступает своим зарубежным аналогам по грузоподъемности, но выигрывает по габаритным размерам и стоимости. Цена его может варьироваться в зависимости от дилера и региона покупки, но обычно она не превышает 1,5 млн рублей.

Особенно хорошо большинство водителей данного грузовика отзываются о ходовой части и кабине. Но двигатель и другие системы автомобиля также редко вызывают серьезные нарекания. В ремонте МАЗ крайне прост.

В его конструкции отсутствуют какие-либо составные части, с поломкой которых любой водитель не смог бы справиться самостоятельно при наличии эстакады и необходимого инструмента.

Из следующего видео можно более подробно узнать, что представляет собой коробка передач для МАЗа-4370:

МАЗ-4370 «Зубренок» – двухосный среднетоннажный низкорамный грузовик с колесной формулой «4×2», предназначенный для выполнения большого количества задач даже в неблагоприятных дорожных и климатических условиях, который отлично подготовлен для эксплуатации и в городских реалиях, и на загородных трассах…

Автомобиль, за основу для которого взяли немецкий MAN L 2000, был представлен летом 1999 года, тогда же стартовало его серийное производство на мощностях Минского автозавода. С тех пор машина неоднократно подвергалась доработкам, причем преимущественно в техническом плане.

Внешность МАЗ-4370 проста и ненавязчива – кабина грузовика демонстрирует «квадратные» очертания с крупным ветровым стеклом, большой прямоугольной решеткой радиатора и низко «посаженной» головной светотехникой.

«Зубренок» доступен в трех различных исполнениях, отличающихся друг от друга габаритными размерами: в длину автомобиль насчитывает 5500-8200 мм, в ширину простирается на 2550 мм (не считая наружных зеркал), а в высоту укладывается в 2850 мм (по уровню кабины). Между парами колес у грузовика вписывается 3000-4200 мм (в зависимости от версии), а его дорожный просвет составляет 230 мм.

В снаряженном виде базовый вариант МАЗ-4370 весит 3950 кг, а его технически допустимая грузоподъемность не превышает 6000 кг. Полная масса автомобиля достигает 10100 кг, из которых 3750 кг давит на переднюю ось, а 6350 кг – на задний мост.

Чаще всего он встречается в исполнении с бортовой платформой (с тентом или без него), однако доступен и с другими специальными надстройками: мусоровоз, изотермический или промтоварный фургоны и т.д.

Интерьер МАЗ-4370 демонстрирует непримечательное оформление и обладает продуманной эргономикой – все органы управления находятся в зоне досягаемости. Хотя с качеством материалов и сборки у грузовика имеются явные проблемы. В кабине автомобиля организовано три посадочных места, а с водительской стороны установлено подрессоренное кресло с регулировками.

«Зубренок» встречается в нескольких модификациях, которые оснащаются рядными четырехцилиндровыми дизелями рабочим объемом 4.75-4.76 литра с турбокомпрессором, непосредственной поставкой горючего Common Rail, горизонтальным расположением вала, охлаждением наддувочного воздуха и чугунными блоком и головкой цилиндров:

  • МАЗ-437040 приводится в движение двигателем ММЗ Д-245.9-540, отвечающим экологическим требованиям «Евро-1» и развивающим 136 лошадиных сил (130 кВт) при 2400 об/минуту и 460 Н м крутящего момента при 1300 об/минуту.
  • МАЗ-43704 оборудован мотором ММЗ Д-245.30 Е2 («Евро-2»), который вырабатывает 155 л.с. (115 кВт) при 2400 об/минуту и 515 Н м вращающей тяги 1600 об/минуту.
  • «Сердцем» МАЗ-437043 является «четверка» ММЗ Д-245.30 Е3 («Евро 3»), производящая 155 лошадиных сил (115 кВт) при 2400 об/минуту и 575 Н м пиковой отдачи при 1500 об/минуту.
  • Под кабиной МАЗ-437030 содержится агрегат DEUTZ BF4M 1013FC («Евро 4»), потенциал которого насчитывает 170 л.с. (125 кВт) при 2400 об/минуту и 700 Н м крутящего момента при 1300 об/минуту.

Все двигатели устанавливаются совместно с 5-скоростной «ручной» коробкой передач, которые направляют запас мощности в полном количестве на колеса заднего моста (с блокируемым межколесным дифференциалом).

Вне зависимости от модификации, максимальные возможности грузовика не превышают 90 км/ч, в то время как расход горючего в него составляет как минимум 17 литров в комбинированном ритме на каждую «сотню» километров.

В основе МАЗа 4370 находится рама лестничного типа с двумя лонжеронами швеллерного сечения и поперечинами швеллерного и трубчатого сечения.

«По кругу» автомобиль оборудован зависимыми подвесками: спереди – на полуэллиптических рессорах с поперечным стабилизатором и телескопическими амортизаторами, а сзади – на продольных рессорах полуэллиптического строения.

«Зубренок» снабжен пневмогидравлической тормозной системой с 325-миллиметровыми барабанными механизмами на всех колесах и ABS. В «базе» грузовик укомплектован гидравлическим усилителем руля, 130-литровым топливным баком и 17.5-дюймовыми колесами с покрышками типоразмером 235/75R.

На вторичном рынке России МАЗ-4370 в 2017 году предлагается по цене от ~300 тысяч рублей.

Достоинствами этой машины являются: простая и выносливая конструкция, неприхотливость в обслуживании, высокая ремонтопригодность, доступная цена, хорошие грузовые возможности, в меру мощные двигатели, низкая стоимость содержания и многое другое.
Впрочем хватает у грузовика и недостатков: невысокий уровень комфорта и безопасности, скудное оснащение, плохая звукоизоляция кабины и некоторые иные моменты.

Все больше и больше появляется потребность в качественных грузовых машинах. В тяжелых условиях отечественных дорог не каждое авто может служить долго и бесперебойно. МАЗ "Зубренок" - король автодорог, который смог зарекомендовать себя на грузоперевозочном отечественном рынке.

Выпуск

Самый первый МАЗ "Зубренок" (официальное его название - МАЗ-4370) произвели еще в 1999 году на Минском заводе. За достоинства и высокие показатели машину сразу же в народе прозвали "Зубренком" и одним из лучших грузовиков постсоветского автопрома, так как данная модель превосходила все предыдущие. Прототипом нового грузовика был немецкий MAN L 2000.

Рождение конкурента

До выпуска в массовое производство "Зубренка" на российском рынке не было конкретных конкурентов. Но долгое процветание ЗИЛ-5301 и ГАЗ-3310 "Валдай" окончилось при поступлении МАЗ 4370. Российские водители сразу подметили, что бескапотная кабина у нового МАЗа намного удобнее, чем у российских аналогов. Еще у "белоруса" грузоподъемность выше. На основе нового грузовика был создан самосвал МАЗ-4570.

Маз-4370: общие сведения

Описываемый "Зубренок" своим внешним видом мало чем отличается от своего немецкого прототипа. С самого начала производства на МАЗ устанавливали немецкие шасси, предназначенные для MAN L 2000. Даже внешне их различия состояли только в том, что у одного была табличка с надписью MAN, а у второго - МАЗ.

Немецкий грузовик мало чем отличается от МАЗ "Зубренок". Фото MAN L 2000 почти идентичны МАЗу.

МАЗ 4370 - это низкорамный грузовик. По своей грузоподъемности он относится к классу среднетоннажных моделей. Его плотная комплектация, низкая рама и относительно небольшие размеры обеспечивают лидерство в городских и пригородских условиях. Маневренность МАЗа позволяет развернуться где угодно. В качестве авто для перевозки товара ему нет равных, так как та самая низкая рама упрощает погрузку и разгрузку машины, что позволяет произвести ее в минимально короткий срок.

МАЗ 4370 могут использовать и для дальних перевозок. Для этого грузовик оснащен всем необходимым. На заводе "Зубренок" может превратиться в эвакуатор, самосвал или в другую грузоперевозочную строительную технику.

Плюсы модели

Минский автомобильный завод идет внушительными шагами к приравнивании своей продукции к западным аналогам. Самый главный плюс грузовика - его сравнительно невысокая цена, которая значительно ниже, чем у высококачественной европейской продукции. Техническое обслуживание данной машины выльется в меньшую сумму, чем того же MAN L 2000. Конечно, замена или ремонт какой-то детали от "Зубренка" будет стоить меньше, чем того же немецкого грузовика, но, по статистике, МАЗ ломается чаще.

Модель прекрасно себя ведет на отечественных дорогах, что очень ценится всеми водителями. Покупателей привлекает разносторонность грузовика, ведь его можно использовать как для городских, так и для региональных грузоперевозок. Немалую популярность машине дала ее высокая грузоподъемность в пять тонн.

Многие компании принципиально ездят только на импортных машинах, ссылаясь на плохое качество отечественных автомобилей. В какой-то мере они даже правы, но МАЗ "Зубренок" почти ничем не уступает европейским транспортным средствам. Поэтому, остановившись на нем, водитель не пожалеет о своем решении. В этом грузовике гармонично слились два главных фактора - цена и качество.

Минусы МАЗ-4370

Детали на МАЗ "Зубренок" стоят относительно дешевле импортных, но с каждым годом их все тяжелее и тяжелее найти. Про МАЗ "Зубренок" отзывы владельцев показывают, что найти новые, не бывшие в употреблении детали сложно (еще и дорого). Этому есть вполне простое объяснение. Завод уже почти не выпускает старые модели МАЗ "Зубренок". Отзывы сообщают, что шанс устранить неполадку за счет производителя невелик.

Чем привлекает водителей езда на МАЗ-4370?

По отзывам водителей, этот бортовик очень комфортабелен. Кабина почти не имеет никаких изъянов у МАЗ "Зубренок". Технические характеристики также на высоте.

По качеству сборки из отечественных автомобильных производителей его никто не обошел. То, что у него нет капота, дает дополнительное пространство, которое особо актуально в затяжных рейсах. Даже троим (в кабине закреплены три кресла) не тесно в такой машине.

Зимние рейсы обычно приносили дальнобойщикам немало хлопот. Одна из таких неприятностей - низкая температура в кабине. На МАЗ "Зубренок" встроен прекрасный обогреватель, который при надобности обогреет водителя.

Еще одно хорошее достоинство "Зубренка" - плавный ход. Отличная заводская подвеска и различные приспособления прекрасно справляются с внешними вибрациями и сильной тряской на "убитых" дорогах, что делает длительную езду менее утомительной.

Технические характеристики грузовика

Самое главное - это двигатели, поставленные на МАЗ "Зубренок". Технические характеристики грузовика прямо пропорционально зависят от мощности движка. В этом плане завод постоянно усовершенствовал "сердечко "Зубренка". На самые первые модели устанавливали старые ММЗ Д-245.9-540 с мощностью в 136 лошадиных сил. Еще на первые машины устанавливали пятиступенчатые коробки передач от ЗИЛа. Позднее стали применять более мощные дизели, рассчитанные на 155 лошадиных сил. Двигатель на МАЗ "Зубренок" ММЗ Д-245.30 комплектовался пятиступенчатой коробкой передач 3206.70. Если с самого начала производства с конвейера выходили машины с двигателями стандарта Евро-1, то после модернизации стали выходить новые, со стандартом Евро-2.

Первые двигатели на "Зубренке" имели одну и ту же глобальную проблему - очень сильный шум и вибрацию, что реально отвлекало от дороги. Все это связано с тем, что когда-то ММЗ Д-245 выпускали как тракторный двигатель.

Расход топлива

Один из немаловажных факторов при покупке грузового автомобиля - это расход топлива. Именно от данного показателя зависят все расходы на эксплуатацию грузовика. По сравнению с другими подобными машинами МАЗ "Зубренок" обладает достаточно выгодным показателем - его расход топлива на 100 километров составляет около 22-24 литров. Это не так уж и много, как для машин производства стран СНГ, но многие европейские марки грузовых машин имеют более низкий расход топлива.

Опытные водители говорят, что при правильной езде и соответствующих настройках расход на дизель можно снизить на 4-6 литров. Если умелый мастер на СТО сумеет добиться такой настройки двигателя, то "Зубренок" окупится очень быстро.

МАЗ 4370 за свои высокие характеристики не зря получил свое простонародное название - "Зубренок". Такая машина была востребована, и Минский автомобильный завод дал ее. МАЗ "Зубренок" соответствует всем параметрам современного грузоперевозочного автомобиля.

В отечественном автомобилестроении не редки случаи, когда при разработке нового вида продукции за основу берутся наиболее удачные модели ведущих западных производителей. Невзирая на свои богатые традиции и опыт создания грузовых автомобилей на Минском автомобильном заводе в начале 2000-х годов поступили именно так. На предприятии было принято решение разработать и приступить к производству среднетоннажного грузового автомобиля. В результате сотрудничества с немецкой фирмой MAN в 1999 году на заводе были собраны первые экземпляры автомобиля грузоподъемностью 5 тонн. Машина получила отраслевой индекс МАЗ-4370. Прототипом для его создания послужил MAN L 2000. Появление нового среднетоннажного грузовика на отечественном рынке было удачным и своевременным. Автомобиль стал востребованным и популярным, а за свою надежность и рабочие характеристики был назван «Зубренком». Среди отечественных производителей «Зубренку» прямых конкурентов не было. Только в 2007 году на рынке появился российский КАМАЗ-4308, близкий по своим техническим характеристикам к МАЗовской модели. МАЗ-4370 и его модификации производятся более полутора десятка лет и успешно конкурируют на рынке перевозок с немецкими MAN LE, Mercedes-Benz Atego, нидерландской DAF LF, французским Renault Midium, итальянской IVECO, российскими КАМАЗ-4308 и ГАЗ-3310 «Валдай».

Навигация по статье

Назначение

Основным предназначением МАЗа-4370 остается перевозка грузов различного назначения в городских условиях и на внутрирегиональных маршрутах. Предусмотрена эксплуатация грузовика в составе автопоезда. Довольно часто «Зубренок» используется городскими службами в качестве эвакуатора. Шасси автомобиля оборудуется также различными подъемными устройствами, самосвалами и манипуляторами, автоцистернами и другим оборудованием. Это позволяет использовать автомобиль практически во всех отраслях строительства и производства. Некоторые модели комплектуются комфортабельными кабинами, оборудованными откидным спальным местом, что делает удобным использование автомобиля при поездках на дальние расстояния.

Модификации

МАЗ-4370 изначально имел немецкую кабину и собирался на шасси MAN. Наладив на Минском автомобильном заводе производство большинства узлов и агрегатов, на протяжении всех годов выпуска в конструкции «Зубренка» применялись запасные части, как отечественных, так и зарубежных производителей. Модификации МАЗа-4370 в основном отличаются размерами колесной базы, незначительной разницей в грузоподъемности, установленными силовыми установкам и коробками передач. На сегодняшний день можно встретить МАЗ-4370 с колесной базой 3000, 3700, и 4200 мм. К основным модификациям относятся:

  • МАЗ-437040 с двигателем ММЗ Д-245.9-540 мощностью 136 л.с. отвечающего нормам ЕВРО-1 и коробкой передач ЗИЛ-695Д или пятиступенчатой механикой СААЗ. Модель не выпускается, а на последующие модификации устанавливаются более совершенные двигатели.
  • МАЗ-43704 с силовой установкой ММЗ Д-245.30 Е2 мощностью 155 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-2 и коробкой передач СААЗ-3206.70.
  • МАЗ-437043 с двигателем ММЗ Д-245.30 Е3 мощностью 155 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-3 с коробкой передач СААЗ-3206.
  • МАЗ-437030 с немецкой турбированной силовой установкой DEUTZ BF4M 1013FC мощностью 170 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-3 с коробкой передач импортного производства ZF S5-42.

На модификации МАЗ-4371W2-431 устанавливается дизельный двигатель американской компании Cummins 4ISBe4185 с шестиступенчатой коробкой FAST GEAR J70TA.

В качестве модификаций «Зубренка» можно рассматривать самосвал МАЗ-457043, седельный тягач МАЗ-447131 для работы в сцепке с низкорамным полуприцепом грузоподъемностью 12 тонн, и МАЗ-437141 для работы в составе автопоезда с полной массой до 17,5 тонн.

Автомобили, имеющие индекс 4371 отличаются также более просторной кабиной с откидным спальным местом и отделкой с использованием панелей от МАЗ-5440.


Технические характеристики

МАЗ-4370 «Зубренок» представляет собой среднетоннажный, низкорамный грузовой автомобиль класса N2 грузоподъемностью до 5 тонн для использования на дорогах общего назначения. Технические характеристики различных модификаций отличаются по длине колесной базы, мощности двигателя, установленному оборудованию и некоторым другим параметрам. Шасси МАЗ-437043/30 имеет следующие основные параметры:

Распределение масс и нагрузок

  • Полная масса автомобиля – 10100 кг;
  • Снаряженная масса автомобиля – 3950 кг;
  • Максимальная допустимая грузоподъемность – 6000 кг.
  • Ходовая часть

    Автомобиль оснащен передней зависимой рессорной подвеской с гидравлическими амортизаторами телескопического типа со стабилизатором. Передняя ось – балка двутаврового типа с управляемыми колесами. Задняя подвеска – рессорная на продольных полуэллиптических рессорах. Тормоза барабанного типа на все колеса с ABS. Ширина тормозных накладок -150 мм. Рабочая система пневмопривода тормозов двухконтурная, с раздельными контурами привода тормозов передней оси и заднего моста. Роль запасной системы выполняет любой исправный контур. Стояночный тормоз на задние барабаны с приводом от энергоаккумуляторов. На автомобиле установлены стальные колесные диски размером 17,5 дюймов. Шины 235/75R17,5.

    Трансмиссия

    Все модификации автомобиля оснащаются 5-ти ступенчатыми механическими коробками передач СААЗ (Саранского агрегатного завода), ZF собирающиеся преимущественно на испанских заводах или китайскими Fast Gear. Крутящий момент от двигателя на элементы трансмиссии передается посредством однодискового фрикционного сухого сцепления с диаметром диска 340 или 360 мм. Задний ведущий мост с центральным коническим редуктором с гипоидным смещением оборудован межколесным дифференциалом с блокировкой.

    Динамические характеристики

    • Максимальная скорость автомобиля, заявленная производителем – 85 км/ч;
    • Наименьший радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса для автомобиля с базой 3700 мм – 6,9 м;
    • Минимальный габаритный радиус поворота для автомобиля с базой 3700 мм – 7,65 м;

    Электрооборудование

    Автомобиль оборудован системой электроснабжения напряжением 24 В. В качестве источников питания выступают две аккумуляторные батареи типа 6-СТ-110 и генератор переменного тока типа 3232.3771.10 со встроенным интегральным регулятором напряжения. Для запуска двигателя используется стартер СТ-230Р с электромагнитным механизмом включения.


    Особенности и эксплуатация

    Особенностью МАЗ-4370 является довольно удобная цельнометаллическая кабина. Она может быть как двух -,так и трехместной. Для доступа к элементам силовой установки она откидывается вперед при помощи гидравлического подъемника. Кабина имеет ровный пол, что делает ее удобной и просторной. Для обогрева в кабине установлена автомобильная печь с электронным управлением.
    Первые модели машины оборудовались довольно шумными моторами, являющимися модификациями тракторных моторов серии Д-240. Для МАЗ-4370 был разработан мотор получивший турбонаддув и интеркуллер. Впоследствии, путем модификаций удалось привести минские моторы в соответствие с экологическими нормами по ЕВРО-3. Все модели, выпускаемые в настоящее время, соответствуют нормам по ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Установкой электронного управления Common Rail на моторы ММЗ удалось добиться более экономичной и мягкой работы.
    Для модификаций, рассчитанных на работу с прицепом, как правило, ставят надежные и долговечные КПП СААЗ-433420 российского производства. Однако несвоевременное техническое обслуживание и замена масла могут существенно снизить безаварийный ресурс агрегата. Что касается КПП ZF, то отмечается ее высокая надежность в эксплуатации, а также более плавное переключение передач.
    Ходовая часть «Зубренка» также не вызывает особых нареканий. Даже в случае выхода из строя рессор, их стоимость по сравнению с зарубежными аналогами в разы меньше. На первых моделях МАЗ-4370 устанавливались шины Continental однако впоследствии они были заменены на Я478 Ярославского завода. По мнению многих специалистов, ярославские шины серьезно уступают в качестве зарубежным аналогам. Нарекания также вызывает и невысокий эксплуатационный ресурс заднего моста, составляющий порядка 10000 км, что для автомобиля данного класса явно не достаточно.


    Двигатель

    В настоящее время большинство автомобилей МАЗ-4370 оснащаются белорусскими дизельными силовыми агрегатами Д-245.30 Е3 обеспечивающим соблюдение экологических норм ЕВРО-3.

    Основные параметры:

    • Тип – четырехтактный, с турбонаддувом и охлаждением надувочного воздуха;
    • Число и расположение цилиндров – 4, рядное вертикальное;
    • Рабочий объем – 4,75 л;
    • Степень сжатия – 17;
    • Мощность нетто – 95,0 кВт;
    • Номинальная частота вращения – 2400 об/мин;
    • Максимальный крутящий момент, брутто – 460 Нм;
    • Удельный расход топлива при мощности брутто – 230 г/кВт.ч;
    • Масса не заправленного ГСМ мотора – 545 кг.

    Двигатели серии Д-245 комплектуются чешскими турбокомпрессорами C15 фирмы «Турбо», топливными насосами высокого давления CP3.3, электронными блоками управления, и форсунками фирмы BOSCH, а также фильтрами грубой и тонкой очистки топлива немецкой компании Mann&Hummel.
    Для питания двигателя топливом на МАЗ-4370 устанавливаются топливные баки емкостью 130 и 200 литров.


    Цена

    Новый бортовой МАЗ-4370 с двигателями Д-245.35Е4 или Commins ISF 3,8e4 отвечающим требованиям экологической безопасности ЕВРО-4 стоит порядка 1 млн.600 тыс. руб. Цена десятилетнего грузовика с пробегом находится в пределах 400-500 тыс. руб. Стоимость как новых, так и бывших в употреблении автомобилей, в большой степени зависит и от установленного на колесную базу оборудования и комплектации. Для машин б/у цену также определяет и техническое состояние машины.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png