Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Бельская е.В.
Налоги и налогообложение
Краткий конспект лекций для слушателей РЦПК
Тула 2006
Основы налогообложения
Тема 1.Сущность налога. Функции налога
Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.
Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.
потребление.
производство;
распределение;
Налоги возникают и функционируют на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).
Через функции проявляется внутреннее свойство, признаки и основные черты финансовой категории налогов.
Основные функции налогов:
фискальная – обеспечение государства необходимыми ресурсами: формируется казна, т.е. бюджет;
распределительная (социальная) – состоит в перераспределении доходов между различными категориями населения;
регулирующая – налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Тема 2. Налоговая система государства. Принципы построения. Основные понятия налоговой системы
Налоговая система страны – это совокупность норм, правил, законодательных актов, на основе которых происходит взимание налогов, пошлин на территории данного государства и регулирование взаимоотношений, определение полномочий сторон, участвующих в процессе налогообложения.
Принципы налогообложения были разработаны и провозглашены Адамом Смитом и на сегодняшний день являются действующими.
принцип равномерности – каждый должен платить по возможности;
принцип определенности – налогоплательщик должен точно знать, когда, сколько и где заплатить налог, размер налога должен быть четко указан;
принцип удобства – учитывает интересы налогоплательщика, налог взимается в то время, таким способом, какой удобен для налогоплательщика;
принцип экономичности – затраты на сборы налогов должны быть меньше суммы собранных налогов.
Основные принципы системы налогообложения в РФ закреплены в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 146-ФЗ).
принцип всеобщности и равенства налогообложения в независимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
принцип экономической обоснованности налогов и сборов и определенности;
принцип сохранения единого экономического пространства РФ при установлении налогов и сборов;
принцип определенности – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными НК принципами налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ. Должны быть определены все элементы налогообложения;
акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке платить;
принцип однократности налогообложения – один субъект уплачивает налог с одного объекта один раз за один период. Нельзя обложить один и тот же объект дважды.
Налоговая политика государства – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
Выделяют 3 типа налоговой политики государства:
политика «максимальных» налогов;
политика «разумных» налогов;
налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.
Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием для осуществления каких-либо разрешительных действий органами государственной власти.
Признаки налога:
обязанность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;
индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающая получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;
принудительность взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;
взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.
Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие как налоговые резиденты РФ.
Налоговый резидент – это физическое лицо, проживающее на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки. Взимается с юридических лиц в бесспорном порядке, с физических – только в судебном.
Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная в срок.
Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и перечислению налогов налогоплательщика в соответствующий бюджет.
Каждый предприниматель, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо при получении дохода обязаны произвести отчисление в бюджет РФ по соответствующим видам налогом, необходимость уплаты по которым возникла в результате хозяйственной деятельности. При этом необходимо знать и понимать когда это необходимо осуществлять, каким образом и другие нюансы, иначе, в результате незнания основополагающих вещей можно получить штрафные санкции.
НДС
Налог на добавленную стоимость вычисляется от прибавочной стоимость товаров или услуг, оплачивается, как правило, организациями или предпринимателями применяющими общую систему налогообложения. Наиболее распространенная ставка НДС составляет 18%, однако могут применяться и другие ставки — нулевая и 10%, которые применяются определенными группами налогоплательщиков.
Подробнее об НДС:
ЕНВД
Единый налог на вмененные доход представляет собой особый вид налогообложения, применяемый по отдельным видам деятельности. Особенностью данного налога является то, что отчисления производится на основании введенных правительством коэффициентов, которые не зависят от полученного организацией уровнем дохода. Например, от площади магазина или от количества работников автосервиса (мойки).
Подробнее об этом виде налогообложения:
УСН
Упрощенная система налогообложения, применяемая при определенных условиях. Расчет налога производится в двух вариантах: от полученных доходов; рассчитывается исходя из разницы величины доходов за вычетом расходов.
ПФР и ФСС
Организации и предприниматели ежемесячно осуществляют выплаты в Пенсионный фонд РФ и Социальные фонды с заработной платы сотрудников. Для Индивидуальных предпринимателей помимо этого существует обязанность уплачивать фиксированные платежи в ПФР за себя.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Бельская е.В.
Налоги и налогообложение
Краткий конспект лекций для слушателей РЦПК
Тула 2006
Основы налогообложения
Тема 1.Сущность налога. Функции налога
Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.
Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.
потребление.
производство;
распределение;
Налоги возникают и функционируют на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).
Через функции проявляется внутреннее свойство, признаки и основные черты финансовой категории налогов.
Основные функции налогов:
фискальная – обеспечение государства необходимыми ресурсами: формируется казна, т.е. бюджет;
распределительная (социальная) – состоит в перераспределении доходов между различными категориями населения;
регулирующая – налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Тема 2. Налоговая система государства. Принципы построения. Основные понятия налоговой системы
Налоговая система страны – это совокупность норм, правил, законодательных актов, на основе которых происходит взимание налогов, пошлин на территории данного государства и регулирование взаимоотношений, определение полномочий сторон, участвующих в процессе налогообложения.
Принципы налогообложения были разработаны и провозглашены Адамом Смитом и на сегодняшний день являются действующими.
принцип равномерности – каждый должен платить по возможности;
принцип определенности – налогоплательщик должен точно знать, когда, сколько и где заплатить налог, размер налога должен быть четко указан;
принцип удобства – учитывает интересы налогоплательщика, налог взимается в то время, таким способом, какой удобен для налогоплательщика;
принцип экономичности – затраты на сборы налогов должны быть меньше суммы собранных налогов.
Основные принципы системы налогообложения в РФ закреплены в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 146-ФЗ).
принцип всеобщности и равенства налогообложения в независимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
принцип экономической обоснованности налогов и сборов и определенности;
принцип сохранения единого экономического пространства РФ при установлении налогов и сборов;
принцип определенности – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными НК принципами налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ. Должны быть определены все элементы налогообложения;
акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке платить;
принцип однократности налогообложения – один субъект уплачивает налог с одного объекта один раз за один период. Нельзя обложить один и тот же объект дважды.
Налоговая политика государства – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
Выделяют 3 типа налоговой политики государства:
политика «максимальных» налогов;
политика «разумных» налогов;
налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.
Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием для осуществления каких-либо разрешительных действий органами государственной власти.
Признаки налога:
обязанность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;
индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающая получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;
принудительность взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;
взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.
Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие как налоговые резиденты РФ.
Налоговый резидент – это физическое лицо, проживающее на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки. Взимается с юридических лиц в бесспорном порядке, с физических – только в судебном.
Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная в срок.
Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и перечислению налогов налогоплательщика в соответствующий бюджет.
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» преподавателя Пустоваловой Т.К. (для студентов заочной формы обучения) Челябинск 2011 СОДЕРЖАНИЕТема 1. Экономическая сущность налогов. Основы налогообложения…..3
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации………………………..7
Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………10.
Тема 4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…..19
Тема 5. Налог на имущество организаций…………………………………24.
Тема 6. Налог на прибыль организаций……………………………………27
Тема 7. Налог на доходы физических лиц…………………………………35
Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность
за совершение налоговых правонарушений ………………………………46
Тема 9. Налоговые органы, их права, обязанности и ответственность….50
Тема1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
экономическую сущность и функции налогов;
элементы налога и их характеристику;
принципы и методы налогообложения;
Способы уплаты налогов.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникают вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства для осуществления своих функций. Однако простейшие налоговые формы (также как жертвоприношение, взимание дани и т.п.) существовали ещё на заре человеческой цивилизации. По мере развития общества налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному состоянию. В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, в определении выделяются следующие черты налога:
- обязательность; индивидуальный характер; безвозмездность (отсутствие встречной обязанности государства совершать какое-либо действие); взимание в пользу субъекта публичной власти (государственный бюджет, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды).
2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Для того, чтобы налогоплательщики могли правильно и своевременно уплачивать налоги в законе должны быть определены все необходимые для этого элементы налога. Нечетность или неполнота закона о налоге могут привести: с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях, с другой стороны – к расширительному толкованию закона со стороны налоговых органов и как следствие – к завышению сумм налоговых платежей. В соответствии со ст. 17 части 1 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога:
- объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; сроки и порядок уплаты налога.
- налоговые изъятия (из-под налогообложения выводятся отдельные предметы или объекты налогообложения); уменьшение налоговой базы (предоставляется в виде сокращения налоговой базы или вычетов из налоговой базы); снижение суммы уплачиваемого налога. Данный вид льготы направлен на уменьшение общей суммы налога и может быть предоставлен в виде снижения. налоговой ставки, возврата ранее уплаченного налога, отсрочки или рассрочки по уплате налога и т.д.
3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Формирование налоговой системы государства требует использования определенных правил (принципов налогообложения). Впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790г.) в его книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”, которая вышла в 1776г. Эти принципы актуальны и сегодня, их по праву называют классическими. Первым из четырех сформированных А. Смитом принципов является принцип справедливости , утверждающий всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества. В современном понимании справедливым считается участие юридических и физических лиц в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, которые они получают. Второй принцип А. Смита – это принцип определенности , требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны налогоплательщику. Третий принцип – принцип удобства, предлагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. И наконец, четвертый принцип – это принцип экономии , заключающийся в сокращении издержек взимания налога, т.е. расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог государству. Со временем эти принципы были дополнены принципами обеспечения достаточности налогов, подвижности налоговой системы, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога и т.д. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. Выделяют следующие методы налогообложения:
- равное; пропорциональное; прогрессивное; регрессивное.
4. СПОСОБЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Принято выделять три основных способа уплаты налога:
- по декларации; у источника дохода; кадастровый.
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
При изучении темы Вы узнаете:
- налоговую систему России и ее особенности; классификацию налогов;
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Налоговая система любого государства представляет собой:- совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей; систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
- налог на добавленную стоимость (НДС) акцизы на отдельные виды товаров; государственная пошлина; водный налог; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых.
- налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
- налог на имущество физических лиц; земельный налог.
- упрощенная система налогообложения;; система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог; единый сельскохозяйственный налог; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Рассмотрим классификацию налогов на примере налоговой системы России. Все многообразие налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей можно сгруппировать по определенным критериям, то есть провести их классификацию. Существует несколько классификаций налогов в зависимости от критериев, которые при этом используются. 1. В зависимости от принадлежности к уровню власти и управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные. 2. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относят подоходные и поимущественные налоги, те которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, прямо и непосредственно.Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несёт бремя этого налога (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.) Косвенным налог называется потому, что лицо, облагаемое этим налогом, перекладывает его на кого-то ещё, т.е. конечным носителем бремени такого налога будет не то лицо, которое по закону считается налогоплательщиком, а то, на которые переложен налог. Косвенные налоги – это налоги на потребление, они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг (акцизы, НДС). 3. В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги. К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. Целевые налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов. 4. В зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата-получателя средств от данного налога налоги подразделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие. Собственные (закрепленные) – это налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, например, налог на имущество физических лиц является местным налогом, средства от этого налога закреплены за местным бюджетом. Регулирующие – это налоги, отчисления от которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе. К регулирующим налогам относят, например, налог на прибыль организаций. 5. В зависимости от статуса налогоплательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц. 6. В зависимости от источника уплаты налоги с юридических лиц делятся на:
- налоги относимые на затраты (земельный налог, транспортный налог); налоги, включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы); налоги, относимые на финансовый результат (прибыль до налогообложения). К этой группе, например, относится налог на имущество организаций; налоги на прибыль и за счет прибыли, остающийся в распоряжении организации (государственная пошлина).
- прибыль(доход); реализация товаров, работ, услуг; использование природных ресурсов; имущество и т.д.
Тема 3. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
При изучении темы Вы узнаете:
общий порядок исчисления НДС;
налогоплательщиков НДС;
объект налогообложения;
операции, не подлежащие налогообложению НДС;
определение налоговой базы;
налоговый период;
налоговые ставки;
сумму налога, предъявляемую продавцом покупателю. Счета-фактуры;
момент определения налоговой базы;
налоговые вычеты и порядок их применения;
порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);
сумму налога, подлежащую уплате в бюджет;
порядок и сроки уплаты;
бухгалтерский учет расчетов по НДС.
1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
В налоговую систему России НДС был введен в 1992 г. Порядок исчисления и уплаты НДС определен в главе 21 НК РФ. НДС в самом общем виде представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии процесса производства и реализации товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом этапе продвижения товара от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных поставщику (предъявленных поставщиком) сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работы, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе (добавленная стоимость). Таким образом, объектом налогообложения является не сама «добавленная стоимость», а весь оборот по реализации товаров (работ, услуг). Выделение же НДС достигается с помощью соответствующего механизма, при котором в бюджет перечисляется разница между суммой НДС, начисленной на весь объем реализации продукции (НДС покуп.), и суммой НДС, уплаченной поставщику (предъявленной поставщиком) товаров и услуг, составляющих издержки производства продукции (материальные затраты) (НДС постав.). Такой метод исчисления НДС называется косвенным, в отличие от прямого метода, при котором определяют добавленную стоимость и исчисляют сумму налога исходя из этой величины. Схема определения НДС приведена на рис.2.
Программа по курсу «Налоги и налогообложение»
ПрограммаИзучение дисциплины “Налоги и налогообложение ” направлено на формирование у студентов знаний теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету федеральных,
Рабочая программа по курсу Налоги и налогообложение
Рабочая программаЦель учебной дисциплины: дать студентам базовые теоретические знания в области налогов и налогообложения, необходимые для понимания тенденций развития современной налоговой системы России, актуальных проблем исчисления налогов в Российской
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» (1)
КонспектПредприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности